Правовое обеспечение СКСТ
Вопрос № 1.
Содержание и основные особенности
правового регулирования в сфере сервиса
Сервисное право как комплексная отрасль российской системы права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих сервисные и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе отношения по государственному регулированию в сфере сервиса в целях обеспечения интересов личности, общества и государства.
Можно выделить следующие принципы сервисного права:
1.юридическое равенство участников;
2.неприкосновенность собственности;
3.недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
4.свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий;
5.принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;
6.принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты.
|
|
Предметом правового регулирования сервисного права выступают своеобразные общественные отношения, которые возникают в особой сфере жизни общества. Существенными признаками общественных отношений, составляющими предмет сервисного права, являются их товарно-денежный характер, правовое регулирование сервисной деятельности, а также государственное воздействие на субъектов, осуществляющих сервисную деятельность.
Правовое регулирование выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников сервисных правоотношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Метод правового регулирования представляет собой сочетание юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие сервисного права на поведение субъектов сервисных правоотношений. Для урегулирования сервисных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный.
1. Диспозитивный метод характеризуется юридическим равенством, автономией воль, имущественной самостоятельностью сторон, защитой гражданских прав в юрисдикционном и неюрисдикционном порядке.
2. Императивный метод характеризуется властью и подчиненностью.
В то же время можно выделить и метод обязывания, метод дозволения, метод запрещения, метод согласования, метод рекомендаций.
Функции сервисного права — это основные направления его воздействия на сервисные отношения. Выделяют две основные функции сервисного права: регулятивную и охранительную.
|
|
1. Регулятивная функция сервисного права представляет собой государственное регулирование позитивного развития сервисных отношений. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты. Инструментами государственного регулирования выступают налоги, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины и т. п., облеченные в те или иные правовые формы. Цель государственного регулирования — создание благоприятных условий в сфере сервиса. Методы государственного регулирования в сфере сервиса реализуются в форме убеждения и принуждения. Такие методы бывают: административные, связанные с запретом, принуждением; экономические, связанные с налогами, ценами, тарифами, квотами; морально-политические, связанные с воспитанием и убеждением.
2. Охранительная функция сервисного права обеспечивает охрану сервисных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности, государства и общества. Эта функция осуществляется, с одной стороны, путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния, а с другой стороны, применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.