Правового регулирования в сфере сервиса

Правовое обеспечение СКСТ

Вопрос № 1.

Содержание и основные особенности

правового регулирования в сфере сервиса

Сервисное право как комплексная от­расль российской системы права представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих сервисные и тес­но связанные с ними иные отношения, в том числе отно­шения по государственному регулированию в сфере серви­са в целях обеспечения интересов личности, общества и государства.

Можно выделить следующие принципы сервисного права:

1.юридическое равенство участников;

2.неприкосновенность собственности;

3.недопустимость произвольного вмешательства в час­тные дела;

4.свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определении его условий;

5.принцип диспозитивности (то есть самостоятельнос­ти и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;

6.принцип беспрепятственного осуществления граж­данских прав, их восстановления и защиты.

Предметом правового регулирования сервисного права выступают своеобразные общественные отношения, кото­рые возникают в особой сфере жизни общества. Существенными признаками общественных отношений, составляющими предмет сервисного права, являются их товарно-денежный характер, правовое регулирование сер­висной деятельности, а также государственное воздействие на субъектов, осуществляющих сервисную деятельность.

Правовое регулирование выражается в установ­лении государством общих правил поведения (деятельнос­ти) участников сервисных правоотношений и их корректи­ровке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъек­тами выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Метод правового регулирования представляет собой сочетание юридических средств, приемов и правил, осу­ществляющих воздействие сервисного права на поведение субъектов сервисных правоотношений. Для урегулирования сервисных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный.

1. Диспозитивный метод характеризуется юридическим равенством, автономией воль, имущественной самостоятель­ностью сторон, защитой гражданских прав в юрисдикционном и неюрисдикционном порядке.

2. Императивный метод характеризуется властью и под­чиненностью.

В то же время можно выделить и метод обязывания, метод дозволения, метод запрещения, метод согласования, метод рекомендаций.

Функции сервисного права — это основные направле­ния его воздействия на сервисные отношения. Выделяют две основные функции сервисного права: регулятивную и охранительную.

1. Регулятивная функция сервисного права представля­ет собой государственное регулирование позитивного раз­вития сервисных отношений. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты. Инст­рументами государственного регулирования выступают на­логи, стандарты, заказы, таможенные тарифы и пошлины и т. п., облеченные в те или иные правовые формы. Цель государственного регулирования — создание бла­гоприятных условий в сфере сервиса. Методы государственного регулирования в сфере сер­виса реализуются в форме убеждения и принуждения. Та­кие методы бывают: административные, связанные с запретом, принуж­дением; экономические, связанные с налогами, ценами, та­рифами, квотами; морально-политические, связанные с воспитанием и убеждением.

2. Охранительная функция сервисного права обеспечи­вает охрану сервисных отношений от противоправных по­сягательств, вытеснение отношений, вредных для личнос­ти, государства и общества. Эта функция осуществляется, с одной стороны, путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния, а с другой стороны, приме­нения юридических санкций к виновным в правонаруше­ниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: