Географическая структура внешнеторгового оборота

Российской Федерации (% к итогу)

Страна 1995 г. 1998 г. 2003 г. 2009 г.
Страны дальнего зарубежья 63,6 78,0 78,0 81,4
Европа 43,9 52,5 51,2 53,9
Европейский Союз 30,4 35,5 34,6 35,1
В том числе:        
Германия 10,6 10,2 9,5 9,6
Франция 2,7 2,1 2,4 2,0
Италия 5,0 4,3 4,5 6,2
Великобритания 2,4 3,3 3,2 3,9
Финляндия 2,3 3,5 3,5 2,9
Страны Центральной и Восточной Европы   11,5   10,8   9,6   14,8
Страны Балтии 0,8 2,7 2,9 3,8
Азия 13,2 16,0 15,5 16,7
В том числе:        
Китай 3,7 3,3 3,8 4,5
Япония 2,7 3,2 2,5 2,4
Индия 1,1 1,3 1,2 1,2
Турция 0,9 1,8 2,0 2,5
Америка 5,3 8,7 10,1 9,6
США 3,0 5,5 6,3 5,3
Африка 1,1 0,8 1,2 1,0
Австралия и Океания 0,1 0,0 0,1 0,2
Страны ближнего зарубежья 36,4 22,0 22,0 18,6
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Ведущими торговыми партнерами России в настоящее время являются Германия, США, Италия, Нидерланды, Швей­цария, Великобритания, Финляндия и Япония. Географическая структура внешнеторгового оборота с развитыми странами не претерпела особых изменений.

Значимость этих стран для внешней торговли России опреде­ляется следующими факторами:

- сохранением в обозримой перспективе развитых государств в качестве важнейшего импортера сырья и материалов;

- емкостью рынка высокотехнологичной и наукоемкой про­дукции, в экспорте которой потенциально заинтересованы рос­сийские производители;

- широкими возможностями этих стран обеспечить растущие потребности России в инвестиционных товарах, прогрессивных разработках и технологиях, а также в инвестициях.

Торгово-экономическое сотрудничество с развитыми страна­ми в последние годы отличалось стабильностью и тенденцией к расширению товарооборота, составляющего около 60% внешней торговли России в целом и около 70% актива российского внеш­неторгового баланса. Западная Европа, США, Япония играют роль главных поставщиков в Россию оборудования, технологий, продовольственных товаров, медикаментов. Эти страны высту­пают и основными инвесторами в российскую экономику, а так­же ее важными кредиторами.

Здесь целесообразно подчеркнуть, что темпы интеграции Рос­сии в мировое хозяйство в значительной мере зависят от масшта­бов торгово-экономического сотрудничества с развитыми стра­нами, расширения и углубления правовой базы деловых отноше­ний, долговременных коммерческих и научно-технических связей российских и западных фирм и организаций.

Положительное воз­действие на развитие сотрудничества России с западными стра­нами в ближайшие годы призвано оказать вхождение России ле­том 1997 г. в неформальный клуб наиболее влиятельных восьми ведущих государств мира - «большую восьмерку».

Одной из главных задач создания торгово-политических условий, обеспечивающих развитие экономических отношений Рос­сии с западными странами, является дальнейшее углубление вза­имодействия с Европейским Союзом. На страны ЕС приходится в настоящее время более 1/3 внешнеторгового оборота России и свы­ше 60% зарубежных инвестиций. Причем в перспективе удельный вес Евросоюза будет повышаться вследствие намечаемого при­соединения к нему новых государств и устойчивого роста запад­ноевропейской экономики.

Вместе с тем в торгово-экономических отношениях с Евро­пейским Союзом сохраняется еще ряд проблем, включая ограни­чения на поставки из России материалов для атомной энергети­ки, продукции черной металлургии, на предоставление услуг по космическим запускам и т.д.

Крупные проблемы создает для России предстоящее расши­рение ЕС. Связанные с этим негативные торгово-экономические последствия для России будут преодолеваться путем либерали­зации двусторонних экономических отношений с государствами-кандидатами, желающими вступить в ЕС, формирования зоны свободной торговли Россия - ЕС, переговоров о минимизации возможного ущерба и его компенсации.

С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза должны строиться по аналогам с теми, которые су­ществуют между ЕС и США или ЕС и Японией. В этих рамках продолжается работа по признанию Европейским союзом рыноч­ного статуса российской экономики.

Соединенные Штаты Америки - третий после Германии и Италии торговый партнер России в дальнем зарубежье и круп­нейшая страна-инвестор. Однако деятельность российских экс­портеров на американском рынке сопряжена с рядом трудностей. Непосредственно это выразилось в инициировании фирмами США ряда антидемпинговых процедур по отношению к россий­ским товарам, в введении по существу запретительных (30%) по­шлин на отечественную сталелитейную продукцию (март 2002 г.). Поэтому необходимы признание рыночного статуса российской экономики и решение вопроса о предоставлении России режима постоянного наибольшего благоприятствования. В последние годы восстановлено равновесие по экспорту продукции стале-литейной промышленности и импорту мясной продукции.

Развивающиеся страны продолжают иметь важное значение для России. В области внешней торговли оно определяется:

- возможностью расширения экспорта российской машинотехнической продукции, наукоемких технологий, а также воен­но-технического сотрудничества;

- сохранением потребностей российской экономики в импор­те отдельных видов минерального сырья, продовольственных и промышленных товаров, продукции тропического земледелия;

- возможностью сотрудничества при строительстве новых и модернизации ранее построенных объектов, в том числе на ком­пенсационной основе;

- обеспечением долгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах Тихого, Атлантического и Индийского оке­анов.

При этом Россия стремится к расширению торгово-экономических отношений с развивающимися странами - ее традицион­ными партнерами, прежде всего с Китаем, Индией, Турцией, Бра­зилией, Малайзией, Кубой, Ираном, Египтом, корректируя договорно-правовую основу сотрудничества в зависимости от экономических интересов России.

Во многих развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми сотрудничает Россия, имеются стабиль­ный спрос на российский прокат, химическую продукцию, энер­гоносители и возможности для наращивания импорта российс­кой машинотехнической продукции, технологий, вооружения и военной техники. Ведущими торговыми партнерами России в этом регионе выступают Китай и Индия.

Наиболее перспективными среди стран Латинской Америки для сотрудничества с Россией являются Аргентина, Бразилия и Куба, прежде всего в таких областях, как использование для те­лекоммуникаций российских спутников (Аргентина), дистанци­онное зондирование земли (Бразилия), строительство объектов газовой промышленности (Бразилия), создание совместного пред­приятия для завершения строительства и эксплуатации АЭС «Хурагуа» (Куба).

Учитывая наличие богатых природных ресурсов Африки, спрос на российскую машинотехническую продукцию, в том числе на условиях лизинга, многолетний опыт сотрудничества России с отдельными странами Африки (Ангола, Демократическая Рес­публика Конго, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Кения, Мозам­бик, Эфиопия, Замбия, Зимбабве), можно рассчитывать на расширение товарооборота с ними. Позитивное воздействие на динамику торгово-экономического сотрудничества может способ­ствовать решению проблемы урегулирования задолженности аф­риканских стран.

В последние годы наметилась тенденция к снижению экспорт­но-импортных операций со странами СНГ. Более 80% всей тор­говли России с ними приходится на три государства - Украину, Казахстан и Республику Беларусь. Крупнейшими торговыми партнерами России среди стран СНГ стали Беларусь и Украина, объем торговли с которыми в последние годы составлял более 18 млрд. долларов. По этим показателям они уступают лишь Германии.

Традиционно торгово-экономические связи со странами СНГ характеризуются несбалансированностью обмена, что выража­ется в превышении объема экспортных поставок России по срав­нению с величиной импортных поставок из государств Содруже­ства. Это означает, что часть создаваемого национального дохо­да России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутрен­ним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этих условиях сохраняется необходимость кредитования других государств Содружества со стороны России для покупки ими энер­гоносителей и других российских товаров. В начале 2000 г. об­щая сумма задолженности (как по линии государств, так и по ли­нии хозяйствующих субъектов стран СНГ) достигла 7,2 млрд. долл. и по некоторым позициям (например, долг за газ) продолжает увеличиваться.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально они представляли собой двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние согла­шения о свободной торговле с большинством независимых госу­дарств - республик бывшегосоюза.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании зоны свободной торгов­ли, которое имело целью переход с двустороннего к многосто­роннему механизму регулирования внешней торговли. Для тор­говых соглашений характерны такие общие черты:

- импортный режим - импортные пошлины, НДС, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, как правило, не применяются; импор­тные товары подвергаются сертификации;

- экспортный режим - таможенные пошлины, НДС, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий, которые уже состав­ляют до 20% взаимных товарных позиций).

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран-членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. Согла­шение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Рес­публикой Беларусь, к которому затем присоединились Киргизия и Таджикистан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: