Российской Федерации (% к итогу)
Страна | 1995 г. | 1998 г. | 2003 г. | 2009 г. |
Страны дальнего зарубежья | 63,6 | 78,0 | 78,0 | 81,4 |
Европа | 43,9 | 52,5 | 51,2 | 53,9 |
Европейский Союз | 30,4 | 35,5 | 34,6 | 35,1 |
В том числе: | ||||
Германия | 10,6 | 10,2 | 9,5 | 9,6 |
Франция | 2,7 | 2,1 | 2,4 | 2,0 |
Италия | 5,0 | 4,3 | 4,5 | 6,2 |
Великобритания | 2,4 | 3,3 | 3,2 | 3,9 |
Финляндия | 2,3 | 3,5 | 3,5 | 2,9 |
Страны Центральной и Восточной Европы | 11,5 | 10,8 | 9,6 | 14,8 |
Страны Балтии | 0,8 | 2,7 | 2,9 | 3,8 |
Азия | 13,2 | 16,0 | 15,5 | 16,7 |
В том числе: | ||||
Китай | 3,7 | 3,3 | 3,8 | 4,5 |
Япония | 2,7 | 3,2 | 2,5 | 2,4 |
Индия | 1,1 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
Турция | 0,9 | 1,8 | 2,0 | 2,5 |
Америка | 5,3 | 8,7 | 10,1 | 9,6 |
США | 3,0 | 5,5 | 6,3 | 5,3 |
Африка | 1,1 | 0,8 | 1,2 | 1,0 |
Австралия и Океания | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,2 |
Страны ближнего зарубежья | 36,4 | 22,0 | 22,0 | 18,6 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Ведущими торговыми партнерами России в настоящее время являются Германия, США, Италия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия и Япония. Географическая структура внешнеторгового оборота с развитыми странами не претерпела особых изменений.
|
|
Значимость этих стран для внешней торговли России определяется следующими факторами:
- сохранением в обозримой перспективе развитых государств в качестве важнейшего импортера сырья и материалов;
- емкостью рынка высокотехнологичной и наукоемкой продукции, в экспорте которой потенциально заинтересованы российские производители;
- широкими возможностями этих стран обеспечить растущие потребности России в инвестиционных товарах, прогрессивных разработках и технологиях, а также в инвестициях.
Торгово-экономическое сотрудничество с развитыми странами в последние годы отличалось стабильностью и тенденцией к расширению товарооборота, составляющего около 60% внешней торговли России в целом и около 70% актива российского внешнеторгового баланса. Западная Европа, США, Япония играют роль главных поставщиков в Россию оборудования, технологий, продовольственных товаров, медикаментов. Эти страны выступают и основными инвесторами в российскую экономику, а также ее важными кредиторами.
Здесь целесообразно подчеркнуть, что темпы интеграции России в мировое хозяйство в значительной мере зависят от масштабов торгово-экономического сотрудничества с развитыми странами, расширения и углубления правовой базы деловых отношений, долговременных коммерческих и научно-технических связей российских и западных фирм и организаций.
Положительное воздействие на развитие сотрудничества России с западными странами в ближайшие годы призвано оказать вхождение России летом 1997 г. в неформальный клуб наиболее влиятельных восьми ведущих государств мира - «большую восьмерку».
|
|
Одной из главных задач создания торгово-политических условий, обеспечивающих развитие экономических отношений России с западными странами, является дальнейшее углубление взаимодействия с Европейским Союзом. На страны ЕС приходится в настоящее время более 1/3 внешнеторгового оборота России и свыше 60% зарубежных инвестиций. Причем в перспективе удельный вес Евросоюза будет повышаться вследствие намечаемого присоединения к нему новых государств и устойчивого роста западноевропейской экономики.
Вместе с тем в торгово-экономических отношениях с Европейским Союзом сохраняется еще ряд проблем, включая ограничения на поставки из России материалов для атомной энергетики, продукции черной металлургии, на предоставление услуг по космическим запускам и т.д.
Крупные проблемы создает для России предстоящее расширение ЕС. Связанные с этим негативные торгово-экономические последствия для России будут преодолеваться путем либерализации двусторонних экономических отношений с государствами-кандидатами, желающими вступить в ЕС, формирования зоны свободной торговли Россия - ЕС, переговоров о минимизации возможного ущерба и его компенсации.
С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза должны строиться по аналогам с теми, которые существуют между ЕС и США или ЕС и Японией. В этих рамках продолжается работа по признанию Европейским союзом рыночного статуса российской экономики.
Соединенные Штаты Америки - третий после Германии и Италии торговый партнер России в дальнем зарубежье и крупнейшая страна-инвестор. Однако деятельность российских экспортеров на американском рынке сопряжена с рядом трудностей. Непосредственно это выразилось в инициировании фирмами США ряда антидемпинговых процедур по отношению к российским товарам, в введении по существу запретительных (30%) пошлин на отечественную сталелитейную продукцию (март 2002 г.). Поэтому необходимы признание рыночного статуса российской экономики и решение вопроса о предоставлении России режима постоянного наибольшего благоприятствования. В последние годы восстановлено равновесие по экспорту продукции стале-литейной промышленности и импорту мясной продукции.
Развивающиеся страны продолжают иметь важное значение для России. В области внешней торговли оно определяется:
- возможностью расширения экспорта российской машинотехнической продукции, наукоемких технологий, а также военно-технического сотрудничества;
- сохранением потребностей российской экономики в импорте отдельных видов минерального сырья, продовольственных и промышленных товаров, продукции тропического земледелия;
- возможностью сотрудничества при строительстве новых и модернизации ранее построенных объектов, в том числе на компенсационной основе;
- обеспечением долгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах Тихого, Атлантического и Индийского океанов.
При этом Россия стремится к расширению торгово-экономических отношений с развивающимися странами - ее традиционными партнерами, прежде всего с Китаем, Индией, Турцией, Бразилией, Малайзией, Кубой, Ираном, Египтом, корректируя договорно-правовую основу сотрудничества в зависимости от экономических интересов России.
Во многих развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми сотрудничает Россия, имеются стабильный спрос на российский прокат, химическую продукцию, энергоносители и возможности для наращивания импорта российской машинотехнической продукции, технологий, вооружения и военной техники. Ведущими торговыми партнерами России в этом регионе выступают Китай и Индия.
|
|
Наиболее перспективными среди стран Латинской Америки для сотрудничества с Россией являются Аргентина, Бразилия и Куба, прежде всего в таких областях, как использование для телекоммуникаций российских спутников (Аргентина), дистанционное зондирование земли (Бразилия), строительство объектов газовой промышленности (Бразилия), создание совместного предприятия для завершения строительства и эксплуатации АЭС «Хурагуа» (Куба).
Учитывая наличие богатых природных ресурсов Африки, спрос на российскую машинотехническую продукцию, в том числе на условиях лизинга, многолетний опыт сотрудничества России с отдельными странами Африки (Ангола, Демократическая Республика Конго, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Гвинея, Кения, Мозамбик, Эфиопия, Замбия, Зимбабве), можно рассчитывать на расширение товарооборота с ними. Позитивное воздействие на динамику торгово-экономического сотрудничества может способствовать решению проблемы урегулирования задолженности африканских стран.
В последние годы наметилась тенденция к снижению экспортно-импортных операций со странами СНГ. Более 80% всей торговли России с ними приходится на три государства - Украину, Казахстан и Республику Беларусь. Крупнейшими торговыми партнерами России среди стран СНГ стали Беларусь и Украина, объем торговли с которыми в последние годы составлял более 18 млрд. долларов. По этим показателям они уступают лишь Германии.
Традиционно торгово-экономические связи со странами СНГ характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок России по сравнению с величиной импортных поставок из государств Содружества. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этих условиях сохраняется необходимость кредитования других государств Содружества со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров. В начале 2000 г. общая сумма задолженности (как по линии государств, так и по линии хозяйствующих субъектов стран СНГ) достигла 7,2 млрд. долл. и по некоторым позициям (например, долг за газ) продолжает увеличиваться.
|
|
Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально они представляли собой двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств - республик бывшегосоюза.
Новым этапом в развитии этих отношений стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании зоны свободной торговли, которое имело целью переход с двустороннего к многостороннему механизму регулирования внешней торговли. Для торговых соглашений характерны такие общие черты:
- импортный режим - импортные пошлины, НДС, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших соглашение, как правило, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;
- экспортный режим - таможенные пошлины, НДС, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий, которые уже составляют до 20% взаимных товарных позиций).
Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран-членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Киргизия и Таджикистан.