Методика расчета и расчет показателей на железнодорожном транспорте

Железные дороги являются важнейшим средством освоения массовых перевозок грузов и пассажиров. Процесс перевозки грузов по железной дороге включает в общем случае следующие операции:

- подачу порожних вагонов к местам погрузки,

- простой их под погрузкой и в ожидании ее,

- уборку груженых вагонов,

- формирование поездов на станции отправления, его передвижение,

- простой и переформирование в пути следованияна сортировочных и участковых станциях,

- расформирование поезда на станции назначения,

- подачу груженых вагонов к местам выгрузки, простой их под выгрузкой и в ожидании ее,

- уборку порожних вагонов,

- формирование и передвижение порожних поездов.

Все операции с поездами и вагонами на станции отправления и назначения грузов носят обобщающее название начально-конечной операции; операции переформирования и простоя поездов в пути следования на сортировочных и участковых станциях – транзитные операции; непосредственное передвижение груженых и порожних поездов – движенческой операции.

Выполнение каждой из трех операций с вагонами и поездами связано с текущими издержками по содержанию и обслуживанию подвижного состава (эксплуатационные расходы, зависящие от размеров движения) и постоянных устройств (эксплуатационные расходы, условно называемые не зависящими от размеров движения).

На величину текущих издержек железных дорог оказывает влияние ряд факторов, общих для всех видов транспорта. К ним относятся:

- мощность грузового потока,

- степень использования грузоподъемности подвижного состава,

- направление перевозки, ее дальность,

- территориальный район железнодорожной линии, определяющий уровень заработной платы и цен на топливо и электроэнергию.

Значительное влияние на величину эксплуатационных расходов оказывают дополнительно вид тяги, число главных путей, профиль пути, длина приемо-отправочных путей, тип локомотивов и вагонов и т.д.

Эксплуатационные расходы, зависящие от размеров движения. Эти расходы определены методом расходных ставок и отнесены по движенческой и транзитной операциям на 10 т-км нетто, а по начально-конечной операции - на 10 т. Зная расходы, приходящиеся на единицу каждого измерителя, общую величину эксплуатационных расходов можно определить суммированием произведений расходных ставок на затрату связанных с ними измерителей.

Конкретные условия эксплуатации и техническая вооруженность железнодорожных линий отражаются в эксплуатационных расходах, помимо влияния расходных ставок, через численные значения измерителей, которые самым непосредственным образом зависят от качественных характеристик использования подвижного состава – нагрузки на ось вагона, вес поезда, скоростей движения, расхода топлива или электроэнергии и т.д.

Общая сумма расходов рассчитывается по следующей формуле (3.11):

з нк нк П+В з з дв дв

Э = Энк ∙ αз ∙ αэ2 + (Эдв + Эдв ∙ α ∙ ץ) ∙ αз ∙ αтэ ∙ αв ∙ αэ ∙Г∙/, тыс. руб. (3.11)

з

Энк – расходная ставка по НКО в руб./10 т.;

з

Эдв – расходная ставка по движенческой операции с гружеными

вагонами, руб./10 ткм.;

α – отношение порожнего пробега вагонов к груженому;

ץ – отношение расходной ставки по порожнему пробегу вагонов (движенческая операция) к груженому (зависит от степени использования грузоподъемности вагона);

П+В

2 – полусумма погрузки и выгрузки, млн. т.;

Г – средняя грузонапряженность на участке или линии, млн. ткм/км;

нк дв

αз, αз – коэффициенты, учитывающие влияние на расходную ставку

уровня заработной платы в данном районе соответственно по НКО и движенческой операциям;

αтэ – коэффициент, учитывающий влияние районных цен на топливо или электроэнергию;

αв – коэффициент, учитывающий влияние типа вагона;

нк дв

αэ, αэ – коэффициенты, отражающие влияние на расходную ставку

степени использования грузоподъемности вагона соответственно по НКО и движенческой операции;

/ – протяженность участка, км.

Эксплуатационные расходы по содержанию постоянных устройств. Эксплуатационные расходы по содержанию постоянных устройств, как и расходы, связанные с передвижением, простоем и обработкой подвижного состава, делятся по операциям транспортного процесса: движенческая, включая транзитную и начально-конечную.

В составе расходов по содержанию постоянных устройств наряду с полностью не зависящими от величины принятого измерителя расходами есть некоторая доля расходов, меняющаяся при изменении величины измерителя, кроме той их части, которая включена в расходы по передвижению поездов, например связанная с измерителем "ткм брутто".

Для определения общей величины эксплуатационных расходов по перевозке грузов железнодорожным транспортом к части расходов, связанной с работой подвижного состава (расходы, зависящие от размеров движения), необходимо прибавить расходы по содержанию постоянных устройств.

Расходы по содержанию постоянных устройств определяются по формуле (3.12):

пу нк нк П+В пу дв дв

Эпу = Энк ∙ αз ∙ αэ ∙ 2 ∙ 10-3 + Эдв ∙ αз ∙ αэ ∙/∙10-2, руб./10 ткм (3.12)

пу

Энк – расходная ставка по НКО, руб./10 т.;

пу

Эдв – то же по движенческой операции, руб./10 ткм;

П+В

2 – полусумма погруженных и выгруженных тонн на станциях или на

прилегающих к ним участках.

Величины дополнительных текущих издержек, связанные с содержанием и обслуживанием постоянных устройств и приходящиеся на перевозки в рассматриваемой корреспонденции, рассчитываются по формулам:

- при изменении грузопотока в груженом направлении (3.13):

пу пу дв дв пу нк нк

∆Эгр = Эдв.доп. ∙ αз ∙ αэ ∙ ∆Г ∙/+ Энк.доп. ∙ αз ∙ αэ ∙ ∆Г, тыс.руб. (3.13)

- при изменении грузопотока в порожнем направлении:

пу пу нк нк

∆Эпор = Энк.доп. ∙ αз ∙ αэ ∙∆Г, тыс.руб. (3.14)

пу

Эдв.доп. – расходная ставка дополнительных издержек по содержанию

постоянных устройств, связанных с движенческой операцией, руб./10 ткм;

пу

Энк.доп. – то же по НКО, руб./10 т.

Определение затрат на дополнительный грузовой поток. Эксплуатационные расходы и капитальные вложения, связанные с освоением добавляемого грузового потока, определяются как разность между затратами с учетом и без учета рассматриваемого прироста перевозок. Эта разность представляет зависящую от изменения объема перевозок часть полных затрат, то есть те же дополнительныерасходы, которые необходимы для осуществления железнодорожным или другим видом транспорта вновь возникающих перевозок.

Удельная величина дополнительных издержек в части зависящих от размеров перевозок расходов по движенческой операции представляет собой отношение приращения полной их суммы к приращению объема перевозок:

е = Э " - Э ' = ∆Э   руб./10 ткм (3.15)
з з з
  ∆Г ∆Г

∆Эз – приращение суммы полных расходов, вызываемое освоением добавляемого потока, тыс. руб;

∆Г – добавляемый грузопоток, млн. т.

С изменением грузопотока, после ряда промежуточных преобразований формула определения ∆Эз имеет следующий вид:

- при изменении грузопотока в грузовом направлении (3.16):

- при изменении грузопотока в порожнем направлении (3.17):

з з нк нк з гр дв дв

∆Эгр = Энк ∙ αз ∙ αэ ∙∆Г + (Эдв.доп. + Эит1 ∙ ץ) ∙ αз ∙ αтэ ∙ αэ ∙∆Г∙/, тыс. руб. (3.16)

з з нк нк гр. гр дв дв

∆Эпор = Энк ∙ αз ∙ αэ ∙∆Г + (Эисх.1 - Эисх.1 ∙ ץ) ∙ αз ∙ αтэ ∙ αэ ∙∆Г∙/, тыс. руб. (3.17)

гр

Эит1 – расходы, связанные с передвижением груженых поездов в

грузовом направлении и отнесенные на 10 ткм итогового грузопотока данного направления;

гр

Эисх.1 – то же для исходного грузопотока.

Эксплуатационные расходы в погрузку и разгрузку железнодорожных вагонов. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ применяются различного рода механизмы, оборудование и устройства в зависимости от вида груза, величины грузопотока и местных условий.

В эксплуатационных расходах учтены:

- основная и дополнительная заработная плата механизаторов, грузчиков, инженерно-технических работников, служащих, занятых выполнением погрузо-разгрузочных и складских работ;

- затраты на электроэнергию и топливо, ремонт;

- амортизационные отчисления и цеховые расходы.

Эксплуатационные расходы распределены на условно независящие от грузооборота и зависящие от него. К последним отнесены основная и дополнительная зарплата грузчиков и начисления на зарплату, расходы на топливо, электроэнергию и смазку для погрузочно-разгрузочных машин и соответствующая доля цеховых расходов.

Удельные затраты на одну операцию погрузки груза со склада в вагоне или выгрузки из вагона на склад определяется в зависимости от величины грузооборота по формуле (3.18):

Эп,в = 10 ∙ αр ∙ (Эн - Эзар) +10 ∙ αз ∙ Эзар + αз ∙ (Эз - Этэ) + αтэ ∙ Этэ, руб./10 т.(3.18)
Р

αтэ – районный поправочный коэффициент по электроэнергии и топливу;

Р – грузооборот (сумма погрузки со склада и выгрузки на склад), тыс.т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: