Определение приятия

Давайте начнем с базового определения приятия. В соответствии со словарем Вебстера приятие – это:

· одобрять что-то или соглашаться с чем-то;

· верить во что-то;

· претерпевать что-то без возражений;

· относиться к чему-то как к должному, нормальному или неизбежному;

· принимать как правду.

Автор предлагает еще два определения принятия, которые могут помочь в выздоровлении от ТТМ:

- желание признать существование проблемы и пройти весь путь к выздоровлению, включая отрицательные чувства, такие как беспокойство, расстройство, и несмотря на возможные регрессы и неприятности.

Другое интересное определение предложил психолог Доктор Марша Линехан, известный излечением больных, склонных к суициду с пограничным личностным расстройством:

- абсолютно полное переживание, без добавления или убавления каких-то обстоятельств, без осуждения, без оценки, без попытки сохранить его.

Переживание чего-либо без сравнения с тем, как человек это хочет видеть, или с тем, как он не хочет видеть. Все это происходит в один момент. Это как спрыгнуть со скалы.

Остается открытым вопрос – «Что происходит, если вы не принимаете?». По мнению автора, неприятие ведет только к эмоциональному беспокойству, и создает проблемы путем создания «парадоксов» для людей. Что такое парадокс? Словарь определяет его как «ситуация, которая имеет противоречащие качества». Наибольший и наиболее очевидный парадокс заключается в том, что отказ признать проблему (из-за страха разбередить свои чувства) приводит к еще большему беспокойству, и, следовательно, к большим проблемам. Другими словами, борьба за то, чтобы не ощущать нарушение или его симптомы (такие как позывы к выдергиванию) усугубляет само нарушение. Это неприятие приводит к неверному выводу о том, что такой проблемы в мире не существует; к попыткам контролировать то, что в действительности невозможно контролировать; к попыткам избежать то, что невозможно избежать. Мы, люди, имеем полный арсенал средств для избегания приятия проблем и страданий. В ряде случаев мы используем внешние средства, например химические в виде наркотиков и алкоголя, при помощи которых мы приглушаем свои мысли и эмоции. Также у нас есть внутренние механизмы в нашем собственном мозге. Избегание, отрицание и искажение – те стратегии, которые мы используем, чтобы не признавать нарушение. Как они звучат? Иногда они звучат так:

· Избегание: «Я не хочу говорить или думать об этом».

· Отрицание: «В чем проблема? У меня нет проблем».

· Искажение: «Это не проблема – это просто плохая привычка, от которой я мог бы отказаться, если бы захотел».

Проблема всех этих внутренних и внешних стратегий заключается в том, что в лучшем случае, страдания и проблемы уходят только на время. Также при использовании их, мы только прикрываем проблему, а не решаем ее. Мы создаем парадоксальную ситуацию (опять же достигая не того, чего планировали достигнуть), заключающуюся в том, что при использовании данных стратегий нарушение не исчезает, а усугубляется. Вред, причиненный здоровью и жизни употреблением алкоголя и наркотиков, создает более серьезные проблемы, чем те, которые изначально спровоцировали их употребление. Также изначальная проблема может усугубиться со временем, если мы будем прикрывать ее нашими психологическими способами защиты. Однако парадокс может повернуться и иметь положительное действие. Как говорил H.H. XIV Тибетского Далай Лама «Наше отношение к болезни очень важно, поскольку оно может влиять на то, как мы будем справляться с болезнью, когда она проснется».

Вы должны избавиться от этих бесполезных стратегий, если вы хотите стать свободными для борьбы с проблемами и болезнями, которые встречаются на вашем жизненном пути. К сожалению, мы часто цепляемся за наши особые способы защиты, потому что мы отказываемся от своих требований, которые никогда не будем соответствовать. Мы цепляемся за то, какой хотим видеть свою жизнь, и не отпускаем этот нереалистичный образ, независимо от того, чего нам это стоит. Я верю, что изменение такого направления и отношения является ключевым для решения такой проблемы как ТТМ. В данном случае необходимо осознать, что страдания и проблемы больше нельзя избегать, и нужно открыто противостоять. Пема Кодрон, известная Буддистская монахиня и писатель, верит, что с полного осознания проблемы начинается познание правды. Она говорила: «Наиболее ценная возможность предоставляется, когда мы приходим к пониманию, что не можем больше справляться с происходящим. Это уже слишком. Это зашло слишком далеко. Мы чувствуем себя плохо. Нет способа повернуть ситуацию так, чтобы мы могли выйти из нее успешно. И не важно, как усердно мы стараемся – ничего не помогает. Жизнь поставила нас в тупик. Это как будто вы смотрите на себя в зеркало и видите гориллу. Вот зеркало, и в нем отражаетесь вы, и вы выглядите настолько плохо. Вы стараетесь повернуть зеркало так, чтобы выглядеть хоть немного получше, но неважно, что вы делаете, все равно вы выглядите как горилла. Это называется тупик, когда у вас нет другого выбора, кроме как принять это или оттолкнуть от себя».

Она идет дальше, утверждая, что если вы мудрый, вы можете извлечь пользу из этой возможности и не отталкивать этот опыт. Это не редкость для нас – стараться избежать того, что неприятно или неудобно. Желание освободиться от страдания – это нормальная цель для любого живого существа. Это часть нашего механизма выживания. С другой стороны, не только мы самостоятельно учимся неприятию и развиваем его. Неприятие – это частично результат нашей культуры, ориентированной на совершенствование, которая учит нас:

· Источники проблем могут и должны быть устранены или изменены по аналогии с тем, как мы решаем проблемы с использованием технологий. Вы можете запрограммировать себя как компьютер путем внедрения новой печатной платы. Проблемы в жизни устраняются простым избеганием мыслей, чувств, поведения, как будто вы выключаете свет и добиваетесь «идеальной жизни» (возможно, это мир, придуманный рекламой или продукт нашего воображения). Этим создается иллюзия, что страдания – это что-то лишнее в жизни, неестественное, и что его можно избежать или устранить каким-то способом, что вы не должны принимать что-то, что вам не нравится в себе, и по желанию можете исключить это. В развитие нашей потребительски направленной и самосовершенствующейся натуры нас учат, что мы никогда не должны принимать несовершенство в себе или несовершенство в жизни, поскольку оно не является естественным. Нас учат всегда быть неудовлетворенными тем, что мы имеем, и всегда стремиться к чему-то большему, что можно достигнуть для следующего уровня совершенства.

· Другим вкладом общества в эту проблему неприятия явилось то, что из-за исключения западным обществом большей части страданий, возникших в связи с жесткими условиями жизни, мы утратили способность справляться с теми страданиями, которые остаются. Мы склонны смотреть на мир как на изначально хорошее и справедливое место, и считать, что мы хорошие люди, которые заслуживают, чтобы только хорошие вещи происходили с нами.

В Дзен есть хорошая история, которая наглядно демонстрирует этот тип неправильного мышления: человек однажды пришел к известному учителю Дзен просить о помощи в разрешении серьезной проблемы, с которой он столкнулся в жизни. Он сказал учителю, что у него огромное количество проблем и стал перечислять их. Он говорил, что жена изменяет ему, что его сын – безработный алкоголик, что он ненавидит свою работу, его начальник ищет повод, чтобы уволить его, родители относятся к нему холодно и осуждающе, у него не хватает денег, он страдает от артрита и т.п. Перечисляя все свои проблемы учителю, он считал их, загибая пальцы, и он завершил свой печальный рассказ фразой: «Теперь вы понимаете, почему я так несчастен – как вы видите, у меня сорок семь проблем!» Учитель Дзен закрыл глаза, покачал головой и произнес: «Нет, у вас сорок восемь проблем». Человек был удивлен «Неужели я обсчитался? - спросил он, - я готов был поклясться, что их сорок семь!» Учитель посмотрел на человека и медленно ответил: «Ваша сорок восьмая проблема заключается в том, что вы думаете, что у вас не должно быть проблем».

Истина в том, что нельзя уйти от проблем и страданий в жизни. И в этом и есть парадокс. Свобода от страданий зависит в первую очередь от их принятия и открытости к признанию проблем и страданий. Мы должны признать, что жизнь беспорядочна и неидеальна. И хотя мы можем требовать, чтобы все было по-другому, жизнь несправедлива. Нет определенного набора правил, которых должен придерживаться мир, чтобы потом мы могли сказать «это несправедливо», потому что эти правила не соблюдались. Если вы хотите полноценно жить в этом мире и получить полный человеческий опыт, вы должны понять, что проблемы и страдания входят в тот набор, который мы называем полнота жизни. Жизнь – это не кафе, куда можно придти и взять только то, что вам нравится. Вы пришли для получения полного опыта. Все это не означает, что жизнь абсолютно неприятна, и что нет смысла жить. Это означает то, что хорошее и плохое – это две стороны существования. Если мы будем смотреть на мир только со своей позиции, как на опыт, отдельный от нас самих, и не будем видеть связей между собой и остальным миром, мы будем подстраивать этот опыт под то видение, которое у нас есть, а не принимать его таким, какой он в действительности. Тогда мы не сможем справляться со страданиями, и наше видение будет нелогичным и неработающим. В результате мы можем иметь неадекватные запросы, такие как «То, что мне не нравится, не должно существовать», а поскольку это невозможно, то это приведет к еще большему замешательству и расстройству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: