Анализ деятельности организации и определение эффективности управления

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конку­рентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволя­ет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели орга­низации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные ус­ловия и т.п.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

• организация управления;

• производство, включающее организационные, операционные и
технико-технологические характеристики, научные исследова­ния и разработки;

• финансы фирмы;

• маркетинг;

• организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из про­цессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответствен­ной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл суще­ствования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс опре­деления долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического Управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Опре­деление миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится понятно, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это можно вернее выбрать стратегию поведения. После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегииявляется критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен ана­лиз и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли не­предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным обра­зом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации страте­гии. В особенности это относится к использованию трудового потен­циала.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управле­нии. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

Основными задачами любого контроля являются следующие:

1) определение того, что и по каким показателям проверять;

2) осу­ществление оценки состояния контролируемого объекта в соответст­вии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонны­ми показателями;

3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

4) осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определен­ную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного кон­троля, так как его не интересует правильность выполнения стратеги­ческого плана, правильность осуществления стратегии или правиль­ность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратеги­ческий контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

В связи с тем, что одной из главных целей ЗАО «Интер-Медиа» является получение прибыли следует провести анализ формирования прибыли предприятия и факторный анализ прибыли от реализации продукции

Основным источником информации для анализа прибыли является бухгалтерская отчетность, из формы №2 берутся основные показатели.

По данным таблицы 1, анализ формирования прибыли показал:

Прибыль до налогообложения сократилась в анализируемом периоде на 22051 рубль или на 18,82%. Это уменьшение вызвано, прежде всего, уменьшением прибыли от продаж.

Таблица 1

Анализ формирования прибыли за 2006-2007 гг.

Показатели предыдущ. период отчетный период абсолютн. темп
руб. в % к итогу руб. в % к итогу отклонение роста
1. Прибыль от продаж   106,59   102,40 -27488 77,99
2. Прочие операц. доходы   0,65   0,10 -675 11,88
3. Прочие внереализац. доходы       2,86    
4. Прочие внеареализац. расходы   7,24   5,36 -3391 60,04
5. Прибыль до налогообложения   100,00   100,00 -22051 81,18
6.Чистая прибыль           86,17

Она сократилась на 27488 рублей или на (100-77,99) = 22,01%. Ее доля в общем сокращении составила 124,66% (27488/22051 * 100).

В общем объеме прибыли наибольшую долю занимает прибыль от продаж, более того, она превышает прибыль до налогообложения: в 2006г. она составила 106,59%, в 2007г. - 102,4%. Эта ситуация обусловлена тем, что у предприятия внереализационные расходы превышают внереализационные доходы в 2007 году в 1,9 раза.

Доля чистой прибыли в балансовой в 2006г. 75,17%, в 2007г. - 79,8%. В связи с сокращением общей прибыли сократилась и чистая прибыль на 12180 рублей или на 13,83% (100-86,17).

Таблица 2

Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Показатели 2006г. 2007г.
1. Выручка от продаж    
2. Полная себестоимость    
3. Прибыль от продаж    

Выручка отчетного года в ценах предыдущего – 73578 рублей

Себестоимость отчетного года в ценах предыдущего – 658538 рублей

ΔП = П1 – П0 = 9741708 – 124916 = -27488

а) изменение объемов продаж:

(756,13%)

б) изменение цены на продукцию:

ΔрП = Выручка отчетн. – Выручка отчет. В ценах пред.

ΔрП =941708-735708 = 206000 (749,40%)

в) изменение себестоимости:

ΔsП = -(Себестоимость отчет. – Себестоимость отчет. В ценах базис.)

ΔsП = -(844280-658538) = -185742 (-675,72%)

г) изменение структуры продукции:

ΔстрП = ΔП - ΔgП - ΔpП – ΔsП

ΔстрП =-27488-207844-206000+185742 = -255590 (-929,82%)

Вывод: Такие факторы как рост объема продаж и рост цен привели к увеличению прибыли. Однако, рост себестоимости и изменение структуры продукции повлияло на уменьшение прибыли; их влияние оказалось наибольшим.

Темп роста себестоимости (744280: 151264 = 558%) выше темпов роста выручки (941708: 276180 = 341%). Увеличение доли низкорентабельных видов услуг, работ в общем объеме выручки привело к наибольшему сокращению прибыли (-929,82%) на 255590 рублей.

По ЗАО «Интер-Медиа» а период 2006-2007 годы составим таблицу (таблица 3), на основе которой можно будет сделать выводы по анализу рентабельности предприятия.

Таблица 3

Анализ рентабельности ЗАО «Интер-Медиа»

Показатели предыдущий период (пп) отчетный период (оп) абсолютное отклонение
1. Прибыль от продаж     -27488
2. Выручка от продаж      
3. Полная с/с реализ. пр-ции      
4. Прибыль до налогообложен.     -22051
5. Средняя величина активов 4360390,5    
6. Чистая прибыль     -12180
7. Средняя величина собственного капитала 2785780,5 2852663,5  
8. Средняя величина текущих активов 483729,5    
9. Рентабельность продаж 45,23 10,35 -34,88
10. Рентабельность продукции 82,58 11,54 -71,04
11. Рентабельность активов (4:5) 2,68771799 3,18684959  
12. Рентабельность собственного капитала (6:7) 3,16238124 2,66126727  
13. Рентабельность текущих активов (4:8) 24,2273833 23,4595602  

1. Средняя величина активов оп = 0,5 (стр. 300 н + стр. 300 к)= 2985519

2. Средняя величина активов пп = 4360390,5 руб.

3. Средняя величина собственного капитала оп = 0,5 (стр 490н + стр 640, 650 + 490к + 640к) = 2852663,5 руб.

4. Средняя величина собственного капитала пп = 2785780,5 руб.

5. Средняя величина текущих активов оп = 0,5 (стр. 290н + стр. 290 к) = 405566 руб.

6. Средняя величина текущих активов пп = 483729,5 руб.

По данным таблицы можно сделать вывод, что рентабельность продаж уменьшилась за анализируемый период за счет снижения себестоимости; и этот же фактор привел к снижению продукции. Уменьшение прибыли до налогообложения и чистой прибыли, привело к снижению рентабельности активов и рентабельности текущих активов.

Факторный анализ рентабельности показан в таблице 4.

Таблица 4

Факторный анализ рентабельности

Показатели предыдущий период отчетный период абсолютное отклонение
1. Прибыль от продаж     -27488
2. Выручка от продаж      
3. Полная с/с реализ. пр-ции      
4. Рентабельность продаж 45,23 10,35 -34,88

В таблице 4 приведены данные факторного анализа рентабельности предприятия (как повлияло изменение цены и себестоимости на изменение рентабельности продаж).

Δ Рпр = Р1 – Р0 = 45,23-10,35 = 34,88

1) Определим изменение рентабельности продаж за счет изменения цены,

Δр Рпр = [ (941708-151264)/941708 – (276180-151264)/276180] = 0,39

2) Изменение рентабельности продаж за счет изменения себестоимости:

Δs Рпр = [ (941708-844280)/941708 – (941708-151264)/941708] = - 0,35

3) Δ Рпр = Δр Рпр + Δs Рпр = 0,39 – 0,35 = 0,04

Таким образом, очевидно, что такой фактор как рост цены привел к увеличению рентабельности продаж; однако, и рост с/с повлиял на уменьшение рентабельности продаж и это влияние оказалось наибольшим: темп роста с/с (98%) выше темпа роста выручки (15%).

Анализ рентабельности ЗАО «ИНТЕР-МЕДИА»за 2007 год показал, что предприятие можно считать среднерентабельным, так как рентабельность продаж лежит в пределах от 5 до 20% на конец отчетного года и составляет 10,35%. Негативным моментом является то, что на начало анализируемого периода предприятие считалось сверхрентабельным; и то, что показатели рентабельности изменились в сторону уменьшения.

Основные направления повышения уровня рентабельности: улучшение использования основных производственных факторов и как следствие увеличение объема производства и списание излишних фон­дов; - улучшение использования оборотных средств и сокращение их стои­мости; - увеличение объема производства; снижение себестоимости; изменение структуры выпускаемой продукции для повышения доли вы­сокорентабельной продукции; а также освоение нового вида услуг и повышение эффективности влияния внутренних факторов на конечные результаты деятельности организации.
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ НА КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: