Вторая задача должна заключаться, на наш взгляд, в восстановлении со-творчества в многоуровневой человеческой экзистенции, возможность которого открывается лишь на пути автоинволюции Человека, последовательного перемещения «центра тяжести» мира с нижних его ярусов на более высокие. Это и есть проблема самовозвращения человека, движение как бы вспять: от познания к деятельности, от деятельности к общению, и от общения к креации. Спасать необходимо не мир, а человека, необходимо осуществлять совокупность «обратных снятий», преодолевающих ретроспективный ряд самоотчуждений, но это возможно лишь на пути восхождения Человека к своим абсолютным Первоистокам. Необходимо в самой человеческой экзистенции обнаружить онтологический механизм «снятия» самого «снятия». Человек должен не снимать в себе прошлые формы существования, а входить в содружество с ними, переподчиняя свои низшие Я высшим Я, репрезентирующим собой прошлые, более целостные исторические циклы становления. Необходимо редуцировать внешний мир к изначальным глубинным интенциям, а не наоборот, что свойственно гипертрофированным формам рациональности. Тогда можно более основательно заявить о программе Возрождения, как Восхождения к Первоистокам. Если гегелевская схематика порождает нигилистическое отношение к прошлой истории, то всеобъемлющая субъектоцентристская историософема должна строиться на идее возрождения и реконструкции форм бытия, подвергшихся деструктивному снятию. Возникает проблема: как отделить в исторических формах существования «зерна от плевел». Как отличить ложные формы бытия от истинных, под которые они мимикрируют? Здесь необходим подвиг Духа или духовный Подвиг.
|
|
На наш взгляд, мировоззренческая позиция мыслителя при всей его интенциональной вариабельности должна быть предельно жесткой и однозначной. «Неиное, — писал Николай Кузанский, — не может быть иным в отношении к иному, будь последнее чем-нибудь именуемым или неименуемым: ведь неиное определяет все таким образом, что оказывается всем во всем»158. К Иному в Сущем мыслитель всегда должен оставаться в непримиримой оппозиции, иначе он будет потворствовать Хаосу. Мыслитель не имеет права сходить с избранных им основоположений, а потому никаких компромиссов с иными мировоззрениями в принципе быть не может, так как шаг вправо, шаг влево — и ты в объятиях Эклектики, а это уже явная для мыслителя гносеологическая катастрофа, вне зависимости от того, является он приверженцем объектного или субъектного подходов к действительности. Эклектика не пугает представителей объектного подхода, ведь всегда можно спрятаться за ширму псевдодемократического плюрализма, в котором не представляется уже возможным ложь отличить от истины. Субъектоцентристскую историософему нельзя отождествлять с той формой метафизического пессимизма, в которую окончательно впал объектоцентристский мировоззренческой прогрессизм. «Творческий катастрофизм» в качестве принципа осознания глубинных пластов идеи Всемирной Истории, на наш взгляд, является одним из весьма продуктивных методов подлинной историософии. Чистота метафизической рефлексии требует восхождения к метафизическому монизму и еще выше — к трансцендентальному монотеизму.
|
|
___________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ КАК ИСТО-
РИОСОФИЯ…………………………………………….. 3
1.1.Принципы построения субъектоцентристской
историософемы………………………………………… -
1.2. Неиное и Иное в Сущем………………………………. 51
1.3. Метаисторичность Неиного…………………………… 88
1.4. Историчность Сущего…………………………………..127
1.5. Историцизм Иного………………………………………155
Глава 2. ИСТОРИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДРАМА… 204
2.1. Формы человеческой активности…………………… -
2.2. Движущие силы метаистории………………………… 240
2.3. Насилие как “повивальная бабка” истории………….. 271
2.4. Перманентная экзистенциальная катастрофа……….. 298
Глава 3. ОТ КУЛЬТА К КУЛЬТУРЕ………………………………327
3.1. Оппозиция сакрального и человеческого в
экзистенции………………………………………………. -
3.2. Культура как антропная объективация культа……… 355
3.3. Космологическая катастрофа………………………… 385
Глава 4. ОТ КУЛЬТУРЫ К ЦИВИЛИЗАЦИИ…………………… 423
4.1. Оппозиция человеческого и социального в
экзистенции……………………………………………….. -
4.2. Цивилизация как социальная объективация культуры 469
4.3. Антропологическая катастрофа……………………… 510
Глава 5. ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ К ТЕХНОЛОГИИ………………… 566
5.1. Оппозиция социального и технологического в
экзистенции………………………………………………… -
5.2. Технология как рациональная объективация
цивилизации……………………………………………… 617
5.3. Социальная катастрофа………………………………… 652
Глава 6. ОТ ТЕХНОЛОГИИ К ХАОСУ………………………… 696
6.1. Оппозиция телесного и рационального в экзистенции… -
6.2. Хаос как квазирациональная объективация природы… 735
6.3. Природная катастрофа………………………………… 764
6.4. Метаисторическая альтернатива: Апокалипсис или
Апокатастасис?………………………………………… 800