Тифлопсихология

Тифлопсихология занимается изучением закономерностей развития психики человека при частичном или полном нарушении зрения, в пе­реводе с греческого языка typhlos - «слепой».

В результате происходит нарушение ориента­ции в пространстве, наглядно-об- разного мышле­ния, изменение работы органов чувств.

Основное предназначение тифлопсихологии заключается в том, чтобы компенсировать полное или частичное отсутствие зрения путем ин­тенсификации деятельности других органов (слу­ха, обоняния, осязания).

Используются мышление, логическая память, речь, которые могут частично компенсировать от­сутствие или потерю зрения. Развивая эти спо­собности, ребенок может ориентироваться в про­странстве, общаться с окружающим миром, быть частично трудоспособным.

Люди с дефектами зрительной функции ком­пенсируют его обостренным «чувством препят­ствия», интуицией, воображением, логической памятью.

Дефекты делятся на врожденные и приоб­ретенные. Обе эти группы относятся к первич­ным соматическим дефектам, которые в свою очередь вызывают вторичные дефекты и нарушения функций организма (снижение ос­троты зрения, помутнение хрусталика и т.д.).

Вторичные дефекты негативно влияют на развитие психических процессов (восприятие, ощущении). Такое последовательное влияние одних дефектов на другие вызывает дальнейшее изменение в психике. Такой процесс может длиться до полного исчезновения сознания и приостановки психической деятельности.

Следовательно, между возникающими сома­тическими дефектами и психическими аномали­ями возникает прямая зависимость, влекущая дальнейшие, порой необратимые процессы в пси­хике.

Л. С. Выгодский первым проанализировал сущность и возникновение дефектов, а также их влияние на развитие человека в разных воз­растных труппах,

Он предложил свою структуру дефекта, зависимость всех соматических де­фектов и развитие психики аномальных детей. Также он начал изучение процесса компенса­ции дефектов и результатов этих отклонений, от­раженных на психическом здоровье человека.

Л. С, Выгодский вывел основную задачу тифлопсихологии, которая выражается в выявлении главных закономерностей психологии в услови­ях сенсорной сферы.

Кроме того, он начал тео­ретическое обоснование более эффективных путей становления полноценной личности. По­иск новых методов возмещения дефектов раз­вития является одним из приоритетных направ­лений и в современной науке.

Компенсацию как приобретенных, так и врожденных дефектов не­обходимо воспринимать как процесс подстрой­ки организма (психики) и приобретение навыков приспособления к новым условиям жизни в об­ществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: