Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора

Развитие личности в условиях нарушенного зрительного анализатора имеет ряд специфи­ческих особенностей.

В первую очередь это касается самооценки слепого и слабовидяще­го человека. В возрасте 4—5 лет ребенок начи­нает осознавать свое отличие от нормально видящих детей и этот факт становится для него травмирующим.

Тяжелые эмоциональные со­стояния возникают у людей, недавно утратив­ших зрение. В результате этого формируются заниженная самооценка, негативные черты ха­рактера, возникают частые невротические реакции.

Очень часто проявляется страх перед неизведанным пространством, незнакомыми людьми.

Т. В. Корнева в своем исследовании под­черкивает способность слепых и слабовидя­щих лиц к тонкому пониманию эмоционального состояния других людей.

Огромное влияние на развитие личности ока­зывает внутрисемейное воспитание. Данной проблемой занимались Г. А. Буткина и С. М. Хо­рош. Их исследования выявили несколько типов отношений в семье.

1. Развитие личности ребенка в условиях ги­перопеки.

2. Развитие личности ребенка в условиях дес­потизма.

3. Развитие личности ребенка в условиях эмоционального отчуждения.

Данные типы отношений в семье негативным образом влияют на развитие личности слепого и слабовидящего ребенка, препятствуют фор­мированию важнейших личностных критериев, таких как воля, чувство собственного достоин­ства, адекватная самооценка, эмоциональная чуткость и др.

Понятия этики и норм поведения представля­ют для слабовидящих определенные трудности, так как у них сильно ограничен опыт наблюдения за различными межличностными ситуациями сужением круга общения по сравнению с нор­мально видящими детьми.

Исследования глубинных структур личности детей с нарушением зрения Р. А. Курбанова, А. М. Веленской показали, что при правильно поставленной коррекционной работе у детей формируется позитивное отношение к окружаю­щей действительности, воспитываются целеу­стремленность, умение добиваться поставлен­ной цели, терпимость к своему дефекту и многие другие положительные черты характера.

Эстетическое, физическое, трудовое воспи­тание играет важную роль в формировании лич­ности с нарушениями зрительного анализато­ра. С целью улучшения адаптации к окружающей действительности, обогащения социального опыта важно посещение слепыми и слабовидя­щими театров, музеев, выставок, концертов. В целях формирования навыков пространствен­ной и социальной ориентировки разработаны специальные программы физической и трудо­вой подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: