Все вышеизложенные упражнения подвели нас к пониманию того, что такое основные, второстепенные (существенные) мысли, и к умению выявлять их быстро и качественно, а также научили выявлять и игнорировать несущественные мысли. Теперь вы подготовлены к тому, чтобы выявлять структуры читаемого текста.
Законы психологии показывают, что информация, воспринимаемая в однообразно-последовательном, монотонном порядке, усваивается гораздо хуже, чем в виде структуры (некоторого порядка), отражающей наиболее важное в этой информации.
Нужно научиться в процессе чтения осмысливать содержание в виде структурной схемы и выстраивать ее одновременно с чтением: о чем говорилось вначале, о чем – далее, какова логика изложения материала, есть ли тематическая или какая-либо иная связь между фактами и т.п.
Вначале выстраивание структуры текста будет для вас непростой задачей, но постепенно вы натренируетесь и будете делать это автоматически (подсознательно), что является условием повышения продуктивности чтения.