Основные мысли в абзацах

В каждом абзаце любого текста содержится ТОЛЬКО одна основная мысль (ОМ). Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Все остальные мысли подкрепляют основную мысль, раскрывают ее или подводят к ней. Основную мысль абзаца нужно уметь выделить и сформулировать, что читатели, научившиеся это делать, существенно улучшают качество усвоения текстов. Читателю иногда может показаться, что в каких-то абзацах содержится несколько ОМ, если читатель плохо знаком с тематикой, о которой пишет автор. Иногда все мысли абзаца могут показаться читателю второстепенными или даже вовсе не существенными, если содержание абзаца окажется для читателя слишком простым или абсолютно знакомым.

Основные мысли абзацев чаще всего даются в явном виде – через одно предложение. Но иногда основные мысли выражаются неявным образом, т.е. через несколько предложений абзаца или через факты. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п. Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор использует слова выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.

Неявное представление основной мысли абзаца дается автором с помощью чисел, формул, коротких умозаключений, фраз. Выражение основной мысли неявным образом используется для активизации мышления читателя. Иногда это просто неспособность автора ясно излагать свои мысли. В любом случае неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.

Некоторым читателям, совершенствующим свои навыки, кажется элементарным нахождение ОМ абзацев. Но практика показывает, что большинству зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки. Но даже если читателю быстро дается навык выявления ОМ абзацев, то навык формулирования ОМ своими словами, тем более в процессе чтения (т.е. продолжая чтение следующих предложений текста), требует кропотливого труда от всех, кто желает существенно улучшить качество усвоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: