Понятие конфликта. Конфликты в организации взаимопереплетены, оказывают влияние друг на друга, редко проявляются в чистом виде как хорошо структурированный процесс

Введение.

Конфликты в организации взаимопереплетены, оказывают влияние друг на друга, редко проявляются в чистом виде как хорошо структурированный процесс. Они встроены в повседневное взаимодействие членов организации, зачастую протекают в скрытой, незавершённой форме. Эту особенность конфликта подчёркивают Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, отмечая, что «на фоне одного большого конфликта можно зафиксировать несколько проходящих и последовательно «меньших» конфликтов, от успеха которых зависит победа в «большом» конфликте». С ними согласен Крисберг «Конфликты – сложное явление, включающее в себя множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов».

Конфликт в организации включает широкий круг феноменов. В качестве понятия «конфликт в организации» охватывают множество типов и форм проявлений конфликтов в организации, а как предмет исследования это некое «конфликтное поле» – системный объект, не сводимый ни к простой сумме конфликтных эпизодов, ни к отдельным формам конфликта. Это система взаимодействий субъектов организации, обусловленных актуализированными противоречиями в той или иной сфере и направленных на их преодоление. Конфликт – сложная, многоуровневая, открытая система взаимодействий, основанная на противоречиях в интересах, целях, ценностях индивидов и групп, занимающих различные ролевые позиции в организации.


Понятие конфликта.

Конфликт – столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение – противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт – это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы, это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется под воздействием конфликта.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Конфликт – явление всегда нежелательное, его необходимо, по возможности, избегать либо немедленно решать. Однако в некоторых ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем, Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные

потребности в уважении и власти.
Конфликт может протекать в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту присущи обе этих формы.

Для конфликтов часто характерна неопределённость исхода вследствие большого разнообразия разных вариантов поведения сторон, обусловленного разными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последствии могут дополнительно трансформироваться. Но тем не менее конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организациями. Конфликт, возникающий в организации, называют внутриорганизационным, в частности диспуты, конфронтации, противоречия.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Внутриорганизационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа внутриорганизационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками

.

Когда конфликт в организации не управляем, это может привести к конфронтации. В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведёт деградации коллектива и организации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: