Старается максимально понять и пересказать эту историю. Он должен
Относиться к партнеру как к равному, не оценивать правоту или не-
Правоту, не давать совета, не утешать, не критиковать. Про себя отме-
Тить моменты, когда хотелось комментировать, судить, когда раздражал
Клиент, осознавать собственное напряжение, но продолжать позитивно
слушать — сознавать активные чувства. Поменяться ролями [27].
Тема 6
Применение гештальттерапии
В индивидуально-психологическом
Консультировании
Основатель подхода
Фриц (Фредерик С.) Перлз (1893-1970).
Окончил Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия.
В 1926 г. вместе с Карен Хорни обратился к психоанализу и открыл свою
Практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г. эмигрировал в
Южную Африку. На него оказали влияние философия экзистенционализма,
Гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических прояв-
Лениях психологических проблем, психодрама Морено (отыгрывание кон-
Фликтов), Дзен (минимум интеллектуализации). 1946 г. — переехал в
|
|
США. 1952 г. — основал Институт гештальттерапии в Нью-Йорке. 1964—
Гг. — жил в Институте Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния: вел
Семинары, обучение. 1969 г. — переехал в Канаду для создания Института
Гештальттерапии.
Истоки теории
1. Представление о свободе человека и его ответственности за
формирование собственного внутреннего мира стало центральной
Идеей теории.
Экзистенциальная философия помогла Перлзу отойти от психо-
Аналитического подхода, согласно которому основное внимание уде-
Ляется истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать
Корни проблем в прошлом пациентов, Перлз начал всматриваться в
Настоящее, в то, как они приспосабливаются и живут в своем мире.
Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического
изменения, содержится в непосредственном поведении пациента, то
Есть в настоящем; в том, как он вступает во взаимодействие с тера-
Певтом и проявляет себя в этом взаимодействии. «Встреча двух че-
Ловеческих существ» требует внимания к феномену текущего опы-
Та, к видимым проявлениям проблем пациентов. Экзистенциальный
Аспект состоит в том, что мир индивидуального существования мо-
Жет быть понят только из непосредственного описания уникальной
Ситуации.
Учитель Перлза — Курт Гольдштейн. Применение положений
гештальттеории: активность воспринимающего, который структури-
Рует дискретные события и придает им смысл (Каффка, 1935; Келер,
Вертгеймер, 1945). Перлз распространил положения гештальт-