Пы, играя роли, могут творчески работать над своими проблемами и
Конфликтами. В отличие от театра психодрама поощряет импровиза-
Цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а по-
Этому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не
Профессионала, а самих участников группы. В отличие от тренингов,
Психотерапия обращается к прошлому. В ходе психодраматической
Терапии раскрываются внутриличностные особенности и пережива-
Ния, комплексы и фобии, скрытые влечения личности.
Основные компоненты психодрамы (по Морено)
Ролевая игра — исполнение какой-либо роли; используется как
Психотерапевтический прием.
Спонтанность — сближает психодраму с другими психокор-
Рекционными антиавторитарными группами, делающими акцент на
Принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальтгруппы и т. д.). В
Психодраматическом действии все переживается только в реальном
Действии в настоящем. Психодрама используется для исследования
Спонтанности.
«Теле» — двусторонний перенос между пациентом и терапевтом,
«вчувствование людей друг в друга» (Морено). Рудестам: «теле...
Связь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эм-
Патии».
Катарсис — чувственное потрясение и внутреннее очищение
(Аристотель, также Фрейд). Морено: психодрама имеет лечебный эф-
Фект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис),
Сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму
И освобождает себя от нее». В психодраме катарсис выступает на пе-
редний план и по лечебному воздействию становится более важным,
Чем сценарий или последующий анализ связанных с представлением
Переживаний и действий.
Инсайт — вид познания, который приводит к немедленному
Решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озаре-
Ние. Целью психодрамы является создание такого группового клима-
Та, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса
И инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пере-
Жить важные события своего прошлого, используя разнообразные
Приемы.
Основная процедура и техника психодрамы
Роли:
Режиссер-постановщик — психотерапевт (продюсер, терапевт,
Аналитик).
Протагонист (первый актер — другой греч.) — главное дейст-
Вующее лицо психодрамы, тот человек, чья проблема, ситуация в
Данный момент проигрывается.
«Вспомогательное Я» — участник, задействованный в работе с
Протагонистом, олицетворяет всех значимых других в жизни протаго-
Ниста. Этот участник должен играть роль так, как она описана прота-