«Вспомогательное Я» может исследовать и свои проблемы.
Аудитория (зрители) — остальные участники группы, они эмо-
Ционально вовлекаются в психодраму и могут достичь состояния ин-
Сайта по отношению к собственным проблемам. В заключительной
Фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к
Происходящему и раскрывают собственные конфликты, аналогичные
Обсуждаемым на данном занятии.
Сцена — пространственная организация психодраматического
Действия.
Фазы развития психодрамы
1-я фаза. Разогрев или психическая разминка:
А) постепенное раскрепощение двигательной активности участ-
ников;
б) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;
В) фокусировка внимания членов группы на конкретном задании
Или теме.
Пример (по Рудестаму): «Подумайте о том, что бы вы хотели
Услышать (или не хотели услышать) от одного из людей в этой ком-
Нате; от своего друга; от члена семьи. Станьте этим человеком и вы-
|
|
Скажите это требование».
Двигательные упражнения:
а) пройтись по комнате;
Б) в паре — один ведущий выполняет медленные движения и
Смотрит в глаза ведомому, который тоже смотрит ему в глаза и отра-
Жает его движение (зеркальный образ). Через 5 минут поменяться ро-
лями, можно двигаться по комнате;
в) повторение походки каждого члена группы;
Г) «статуя-чувства».
Я фаза. Психодраматическое действие.
Выбирается протагонист. Исследуется его проблема, прослуши-
Вается замысел. Выбор «вспомогательных Я». Разыгрывается наме-
Ченная тема (импровизация, спонтанность, открытость, естествен-
Ность) — собственно психодраматическое действие.
Я фаз а. Последующее обсуждение, или интеграция.
В обсуждении участвуют все члены группы: высказываются эмо-
Циональные реакции, обратная связь, сопереживание, конкретные со-
Ображения.
Методика психодрамы
Монолог — речь действующего лица сценария, чаще всего прота-
Гониста, в которой он выражает свои чувства как аудитории, так и са-
Мому себе. Позволяет взглянуть на свои эмоции как бы со стороны,
Выявить противоречивость.
Двойник, или второе Я — участник, способный в любой момент
Заменить протагониста, может высказать тайные чувства или мысли
Протагониста — внутренний голос. Возможно чередование: то протаго-
Нист, то двойник, то «вспомогательное Я». Двойник: «бесцветный» —
Подтверждает или несколько усиливает чувства или мысли протаго-
|
|
Ниста; «иронический» — толкает на более глубокое изучение пробле-
Мы; «страстный» — усиливает чувства. Важно, чтобы выражал не
Свои чувства, а чувства протагониста, протагонист может делать по-