Переоценка значимости когнитивных факторов по сравнению с эмоциональными и мотивационными факторами

Естественно, что методы когнитивного обучения сосредоточены на когнитивной деятельности, поскольку их главная цель ее облегчить. Но когнитивное функционирование не может быть совершенно отделено от мотиваций, которые его вызывают, от эмоций и чувств, которые его сопровождают, и личностных трансформаций, которые могут явиться его следствием. Однако, если специалисты-практики в области когнитивного обучения хорошо знают, как и все педагоги, мотивационные условия умственной деятельности (позитивный образ своего «Я», ощущение компетентности, оптимальное напряжение и т. д.), то эти условия обычно минимизируются в различных попытках построения теорий и при формализации методов. Хотя существует несколько исключений, но в основном, при помощи когнитивного обучения предлагается развивать когнитивные средства. Вследствие этого когнитивное обучение когнитивно и по своим средствам. Например, в «Программе Инструментального Обогащения» главная цель—облегчить когнитивную деятельность. Упражнения в «Мастерских логического рассуждения» также направлены на облегчение актуализации либо непосредственного построения логических структур, избегая при этом обходных путей, которые предполагаются при любом действии, основанном на мотивациях.

Напротив, основоположники когнитивного обучения делают сильный акцент на некогнитивных результатах этого обучения. Ожидается, что специалисты, пользующиеся этими методами развивают, основываясь на улучшении когнитивных способностей, целую серию позитивных личностных характеристик: более дифференцированный образ своего «Я», повышение самооценки, усиление потребности в достижениях, внутренних мотиваций, способности к разработке проектов, увеличение социабельности, чувства ответственности, ощущение большей зрелости и улучшение эмоционального равновесия. Подчеркивая действие познавательных процессов на эмоционально-мотивационные факторы и, в большей или меньше степени, пренебрегая обратной причинностью и, следовательно, взаимодействием между этими двумя гранями психологической реальности, сторонники когнитивного обучения придерживаются тех же самых оснований, что и большинство когнитивных психологов. Эти основания, разумеется, показали свое эвристическое значение в области исследований. Однако, ведя к ограниченному взгляду на психическую деятельность, они все чаще ставятся под сомнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: