Пиаже и когнитивное развитие

Пиаже установил, что существует необходимая последовательность когнитивных (особенно логических) достижений, он рассматривал эти достижения, включая их в широкие целостные структуры (стадии), и высказал несколько гипотез о механизмах развития (теория уравновешивания посредством саморегуляции). Фокусируя свое внимание на высших психических процессах, демонстрируя, что они являются результатом созидательного процесса, и подчеркивая важность активности субъекта в этом созидании, Пиаже стимулировал педагогическую мысль.

Следует, однако, отметить, что Пиаже мало интересовался когнитивным обучением и оно не входило в его замыслы. Он больше высказывался за адаптацию школьных программ к уровню «спонтанного» развития учеников, чем за целенаправленные действия по достижению некоторого уровня развития. Таким образом, когда он говорит об «интеллектуальном обучении», он имеет в виду, главным образом, преподавание экспериментальных наук (Piaget J., 1969). Конечно, Пиаже утверждает, что интеллект поддается развитию, но это означает только то, что это «естественное или спонтанное» развитие может быть ускорено семейным или школьным образованием, а не то, что оно происходит из этого образования. Гораздо позже, в 70-е годы, последователи Женевской школы проводят экспериментальные исследования, направленные на анализ условий ускорения операционального развития (Inhelder B., Sinclair H., 1974). В этих исследованиях испытуемых ставят в ситуацию когнитивных конфликтов, предназначенных для того, чтобы активировать схемы и облегчить их координацию. Хотя эти работы мотивировались прежде всего теоретическими соображениями, но все же была подчеркнута их педагогическая значимость. Результаты показали, что прогресс зависел от исходного уровня: наибольший прогресс достигался у испытуемых, которые были ближе других к границе следующей стадии. Позднее были предприняты попытки достигнуть эффекта ускорения, помещая испытуемых в ситуации социо-когнитивных конфликтов.

Хотя авторы методов когнитивного обучения почти всегда цитируют Пиаже, на самом деле, большинство из них мало руководствуется его теорией и заимствует у него только неясную идею когнитивного конструирования. Однако, метод когнитивной коррекции «Мастерские логического рассуждения» («Lеs Ateliers de Raisonnement Logique») тесно связан с работами Пиаже. Упражнения, предложенные в этом методе, представля­ют собой большей частью переложенные на бумагу экспериментальные ситуации, разработанные Пиаже и предназначенные для подтверждения наличия логических структур. Эти упражнения разной сложности: самые простые соответствуют конкретной стадии, наиболее сложные—формальной стадии (описание поведения взрослых при помощи стадий развития создает определенные сложности, даже если стадии не рассматриваются как структуры единого целого). Первоначальная диагностика операционального уровня позволяет определить варианты включения субъекта в процесс. Авторы метода ссылаются на теорию равновесия. Но их учебные ситуации не созданы специально для того, чтобы провоцировать когнитивные конфликты. Приходится рассчитывать на искусство педагога или на дискуссии в группе, если метод используется в коллективе.

Специального упоминания заслуживают работы Паура (Paour J. L., 1988), поскольку этот автор является не столько практиком когнитивного обучения, сколько исследователем, который взял за основу теорию Пиаже, и с помощью экспериментов пытается определить способы когнитивной помощи, которые способствовали бы уменьшению отставания в умственном развитии. В соответствии с традицией Женевской школы задержка умственного развития определяется «явлениями замедленности, фиксации и незавершенности». Способы вмешательства, которые разработал Паур, предназначены для того, чтобы через действия сравнения и абстрагирования ввести системы общих правил, характеризующиеся «своей способностью к организации поведения и знаний, полученных ранее».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: