Анализ науки

Тема 1. Наука в свете современной философской гносеологии

Наука в системе познавательной деятельности. Проблемные поля гносеологии. Понятие научной рациональности. Эволюция форм научной рациональности в истории познания. Специфика научной рациональности в современной культуре.

Наука как социокультурный феномен: методологические аспекты анализа. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Специфика науки. Научное и вненаучное познание: проблема дифференциации.

Понятия классической, неклассической и постнеклассической науки.

Формы рефлексивного осмысления научного познания в современной культуре: теория познания, методология и логика науки. Проблемное поле философии науки.

Наука в системе культуры. Сущность модельно-концеп­туального мышления и его когнитивно-объяснительный потенциал. Феномен опытной науки. Естествознание и гуманитаристика. Понятие дисциплинарно-организованной науки. Наука – технология – техника: механизмы и закономерности взаимодействия. Специфика современного научного познания.

Тема 2. Проблемы исторической динамики науки

Понятие исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Механизмы формирования научных программ в культуре. Становление опытных наук в культуре западного типа. Условия и предпосылки оформления дисциплинарной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Специфика статуса науки в современной культуре и закономерности ее институциального развития.

Диалектика развивающейся науки. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса.

Понятие методологической истории науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер). Наука – техника – технология; понятие научно-технической революции.

Проблема преемственности в развитии науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания. Философия как методология междисциплинарного синтеза.

Тема 3. Современные модели структуры

научно-познавательной деятельности

Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии выделения и проблема взаимодействия.

Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании. Структура эмпирического исследования. Формы эмпирического познания. Научный факт и когнитивные процедуры его формирования. Специфика эмпирических обобщений и понятие эмпирической закономерности. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания.

Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования. Формы теоретического научного познания. Понятия научной гипотезы и теории. Сущность и когнитивные процедуры формирования научной теории. Понятие теоретической закономерности; частные и общие теоретические законы. Феномен идеального объекта и его место в структуре научной теории. Абстрактные объекты теории и их системная организация. Понятие теоретической модели. Теоретические модели в структуре научного познания. Функции теории в научном познании.

Современные концепции структуры и развития научного познания. Концепция пролиферации научных теорий (П.К.Фейерабенд). Идея нарративного знания в постнеклассической культуре (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр). Концепция “взаимности (mutuality)” научных теорий и “толерантные стратегии знания” в современной методологии (Дж.О’Нийл).

Тема 4. Метатеоретические основания науки.

Культура и стиль научного мышления

Проблема социокультурной детерминации научного познания. Предметная и социокультурная спецификации познавательной деятельности ученого. Феномен предпосылочности научного знания.

Понятие метауровня научного исследования. Феномен метатеоретических оснований науки.

Научная картина мира. Эволюция трактовки предметно-онтологических характеристик объекта научного исследования. Историческая динамика научной картины мира в истории науки. Дисциплинарные аспекты научной картины мира; понятие научной картины реальности. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании. Научная картина реальности в культурологических дисциплинах. Парадигмальная история науки и феномен научной революции. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины.

Проблема описания и объяснения в научном познании. Ценностные регулятивы описательных и объяснительных процедур науки. Понятие идеалов и норм научного исследования. Историческая эволюция идеалов и норм науки.

Понятие стиля научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Аксиологические аспекты динамики стиля научного мышления. Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке. Феномен современного стиля научного мышления: сущность и основные характеристики.

Тема 5. Научное познание и ценности современной культуры

Наука в системе социальных ценностей.

Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки.

Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.

Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентистские ценности в современной культуре. Сциентизм и гуманитарное познание. Феномен антисциентизма. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

Внутринаучные ценности: понятие этики науки. Нормы научного этоса и аксиологические основания культуры. Проблемы мотивации и признания в науке. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Современная этика науки и гуманизация научного познания.

Понятие девиантной науки. Феномен паранауки: сущность и условия формирования.

Современная культура и новые ценностные ориентиры современной науки.

Тема 6. Проблемы современной философской методологии.

Методология и методика научного исследования

Методологические проекции научного познания. Специфика философско-методологического анализа науки. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода.

Метод и методология. Современная многоуровневая концепция методологического знания.

Статус и функции общенаучной методологии познания. Частнонаучная методология. Методика и техника научного исследования.

Научное исследование в методологическом осмыслении. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Альтернативы достижения цели и их оценка, статус гипотезы в научном исследовании.

Методологический инструментарий современной науки.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

Информационные технологии в современном научном познании. Плюрализм методологических стратегий и новаций.

Тема 7. Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания

Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИР и НИОКР). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.

Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Организационные формы науки и современные социальные технологии. Наука и власть: механизмы взаимодействия. Политический контекст развития науки, наука и идеология. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные.

Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. Структура научного сообщества. Конкуренция в науке. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема научной демократии. Формы научной коммуникации. Проблема диалога в научном сообществе. Конфликты в науке и пути их разрешения. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура научной дискуссии. Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке.

Понятие научной школы. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе.

Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий.

Проблема социального статуса ученого. Понятия ученого и интеллектуала. Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. Понятие научной элиты. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. Концепция экспертократии и ее неоконсервативная (Д.Майнихен) и радикальная (А.Гоулднер) версии. Социальная мобильность и трансформации статуса ученого в современном обществе.

Наука в культуре Беларуси. Основные тенденции развития науки в современной белорусской культуре.

Тема 8. Наука в системе современного общества.

Перспективы развития и новые

ценностные ориентиры современной науки

Понятие классической науки. Парадигмальная и методологическая специфика научного познания классического типа. Неклассическая наука, переосмысление классического канона рациональности в неклассическом естествознании. Феномен постнеклассической науки.

Специфика современной постнеклассической науки: мировоззренческие и методологические аспекты. Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

Становление методологии нелинейного моделирования в современной науке: содержательные и аксиологическо-мировоззренческие аспекты. Презумпция имманентной самоорганизации систем и отказ от идеи принудительной каузальности в синергетике. Феномен постметафизического мышления в современной культуре. Нелинейные аналитики и формирование нового типа детерминизма в современной науке. Понятие неодетерминизма.

Переосмысление явления темпоральности в современной науке. Переориентация современных научных исследований с “аналитик бытия” на “аналитики становления”: феномен “переоткрытие времени” (И.Пригожин, Б.Мизра, М.Кур­бейдж). Переосмысление необратимости времени в современном естествознании. Гуманитарные аналитики темпоральности в современной культуре. Трактовка исторического времени в качестве “конструкции” (Б.Смарт).

Критика универсализма и стратегия отказа от жесткой номотетики в современной науке. Преодоление сциентистского радикализма и изменение статуса идиографизма в современной культуре. Актуализация значимости единичного и уникального события в современном естественнонаучном и гуманитарном исследовании: модели И.Пригожина и Ж.-Ф.Лиотара. Понятие флуктуации.

Переосмысление соотношения естественных и гуманитарных наук в современной методологии. Специфика диалога между естественнонаучной и гуманитарной областями знания в современной культуре. Перспективы синергетического стиля мышления и интегративные тенденции в развитии науки. Тенденции нового междисциплинарного синтеза.

Формирование диалогической парадигмы субъект-объектных отношений в современной культуре и трансформации аксиологии научного познания. Гуманизация современной науки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: