Историософия второй половины XIX века: утверждение истории как науки

Карл Маркс и материалистическое понимание истории. Учение о базисе и надстройке, социально-экономический детерминизм и абсолютизация классовой борьбы в истории. Позитивистская философия. Перенесение законов природы на историю общества. Позитивистский идеал науки. «Социальная физика» Огюста Конта (1798–1857) и исторический позитивизм. Два элемента подлинной науки: сбор фактов и разработка законов. История и социология. Теория «равноправных факторов». Позитивизм и науки о живой природе. Дарвинизм и история. Ипполит Тэн (1828–1893): «расы» и «среда», борьба за существование и прогресс в истории. Герберт Спенсер и «Принципы социологии»: общество как живой организм, основной закон развития истории человечества – дифференциация и усложнение функций. Новая методология истории. Развитие ретроспективного и сравнительно-исторического методов. Статистический анализ. Диверсификация и расширение источников и круга исторических исследований. Институционализация исторической науки: научные общества, кафедры в университетах, издательская деятельность, историческая периодика, архивы, библиотеки, музеи. Исторические журналы и общества. Развитие локальных исследований. Историческое образование в университетах. Политическое, историко–правовое (юридическая школа), историко-экономическое (социально-экономическое), культурно-историческое направления. Специфика развития этих направлений и их выдающиеся представители в национальных историографиях Германии, Франции, Британии, США. Позитивистская историография в Британии. Г.Т.Бокль как историк цивилизации. Оксфордская и кембриджская школы. Исторические концепции Э.Фримена, У.Стаббса, Д.Актона. С.Гардинер и его «Пуританская революция». Экономическая история в трудах Т.Роджерса, У.Кеннингема, У.Эшли, Ф.Сибома, А.Тойнби и др. Социальная проблематика у С. и Б.Веббов. «История английского народа» Дж.Р.Грина. Локальные исследования и «Викторианская история графств Англии». Позитивистская историография во Франции. Идея эволюционного континуитета в истории: А.Токвиль. «Экспериментальная история» И.Тэна. Г.Моно, «Историческое обозрение» и Практическая школа исторических исследований. Э.Лависс и его школа. «Эрудитская» школа. А.Люшер, Синтетическая школа: Н.Д.Фюстель де Куланж. Правовое направление в британской историографии. Экономическая история. Немецкая историография во второй половине XIX в. Историко-правовая школа: Г.Л.Маурер, Г.Вайц, П.Рот, О.Гирке и др. Историческая концепция и теоретические поиски малогерманской (прусской) школы. Г. фон Зибель о французской революции. Г. фон Трейчке. И.Г.Дройзен о специфике исторического познания: критика позитивистской методологии. История Античности в трудах И.Г.Дройзена и Т.Моммзена. Гейдельбергская школа: Я.Буркхардт – основоположник культурологии. Историческая школа в политэкономии: К.Т.Инама-Штернегг, И.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер. «Культурно-исторический синтез» К.Лампрехта (1856–1915). Позитивизм в историографии США. От романтизма «ранней школы» к утверждению позитивизма. Х.Грили и его «Американский конфликт». Идеи позитивизма в работах Дж.Дрэпера и его «История интеллектуального развития Европы». «Закон развития цивилизаций» Брукса Адамса. Д.Родс о компромиссе в истории. Г.Адамс: от «англосаксонской школы» к культурной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: