Российская историческая наука второй половины XIX века

Организационная структура исторической науки. Начало изучения новой истории в российских университетах. Исторические общества. Археографическая экспедиция и Археографическая комиссия. Музеи. Библиотеки. Архивы и архивное дело. Сообщества ученых. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения В.О.Ключевского. Эволюционизм и теория факторов. Условия и движущая сила исторического процесса. «Курс русской истории». Концепция истории России и русской культуры. Значение исторических и историографических трудов В.О.Ключевского. Н.Я.Данилевский: учение о культурно-исторических типах. В.И.Герье. М.М.Стасюлевич, Н.А.Осокин. Социально-экономическое направление: Н.И.Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский, П.Г.Виноградов.

История как академическая наука на рубеже веков

Кризис позитивизма и споры о месте истории в системе наук. Революция в естествознании. Методологическая ситуация и смена научной парадигмы в социально-гуманитарном познании. «Назад к Канту»: баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) о логике исторического познания. Теория понимания В.Дильтея. Неокантианцы и полемика о своеобразии истории и социальных наук. Методологическая дискуссия и ее участники. Макс Вебер (1869–1920) о предмете и методе гуманитарных наук, об общих понятиях в исторической науке. Условность исторической «истины». А.С.Лаппо-Данилевский: эволюция методологических позиций от позитивизма к неокантианству. Концепция истории России в контексте всемирной истории. Методология источниковедения. Исторические взгляды П.Н.Милюкова. «Очерки по истории русской культуры». Милюков как историограф. С.Ф.Платонов. и его «Лекции по русской истории». Школа Платонова: С.В.Рождественский, А.Е.Пресняков, Г.И.Вернадский, Е.Ф.Шмурло и др. Н.П.Павлов-Сильванский. Идея тождества русского и западноевропейского исторического развития. Второе поколение «русской исторической школы» всеобщей истории. Д.М.Петрушевский (1863–1942) и А.Н.Савин (1873–1923). Культурно-историческое направление. М.С.Корелин. И.М.Гревс и его школа. Теория «культурно-исторического синтеза» Л.П.Карсавина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: