знак выполняет 2 ф-ии:
1 референции (отнесённости к объекту) (идентификация, узнавание внешней реальности при помощи знака) - здесь важно узнать объект
2 замещения (замещает собой реальный объект)
что характерно для этих ф-ий? эти 2 аспекта находятся в непримиром противоречии.
чем слабее 1, тем сильнее 2, и наоборот.
замещение усложняет референцию - например, в музыкальном произведении.
сильную ф-ию замещения мы видим в символе и сигнале
слабую ф-ию замещения мы имеем в яз.знаке - в нём мы имеем чисто смысловое узнавание.
№11 семиогенез
яз. знак возник не сразу, а развился из естественных форм знаковости.
вершиной сигнала является указание на объект. животное кричит, то есть указывает на источник боли.
вершиной развития символа является образ - изображение одного через другое. изображение содержания через форму. здесь сохраняется иллюзия мотивированности, что форма происходит от содержания, форма подражает содержанию.
в знаке же мы видим референцию.
в основе символа лежит иконизм.
|
|
кумулятивный (накопительный) семиогенез, то есть свойства предыдущего типа знаковости не утрачиваются, а сохраняются в следующем типе. символ сохраняет черты сигнала, знак - символа.
семиогенез - культурная эволюция знака. рождение культуры на основе знака.
культурными формами знаковости являются символ и яз.знак.
(символ - красивая девушка/картина/любоваться закатом/одеваются модно.)
критерием знаковой является изменение процесса означивание, когда референция, будучи вторичным фактором, становится первичным, а замещение пропадает.
(см.выше):
1 абстракция в значении
2 внутренняя абстракция формы и содержания
(символы, сигналы апеллируют к бытию, становлению, подвижному моменту реальности
яз знаки - к сущности)
12 хар-ка Я как знаковой системы. системные ф-ии яз.знака
есть различные знаковые системы, которые создаются, порождаются человеком.
здесь языковая система характеризуется как естественная (хотя яз.знак - искусственный)
но язык есть естественно родившаяся искуственность.
в языке искусственность родилась впервые, затем человек распространил её на другие формы культуры (одежду итд)
для естественного Я характерна широта функционального применения
для искусственных - узость применения.
Я - интегральная знаковая система, то есть любая другая знаковая система переводима на язык (но язык не во всём переводим на другие системы)
иск.зн.сист = не интегральные, а относительные
у языка абсолютная сфера употребления, у иск.зн.сист - ограниченные.
Я - открытая знаковая система, то есть постоянно развивается, совершенствуется, другие - закрытые, то есть почти не способны к развитию.
Я - гибкая система, те - жёсткие
Я - многомерная, полисимволическая система. искусственные системы однмерны, моносимволичны (вторичного значения в их знаках не возникает). "Язык - кладбище метафор".
Я - глубина, совершенство семиозиса, то есть становления знака в условиях коммуникации.