Аспекты процесса означивания

знак выполняет 2 ф-ии:

1 референции (отнесённости к объекту) (идентификация, узнавание внешней реальности при помощи знака) - здесь важно узнать объект

2 замещения (замещает собой реальный объект)

что характерно для этих ф-ий? эти 2 аспекта находятся в непримиром противоречии.

чем слабее 1, тем сильнее 2, и наоборот.

замещение усложняет референцию - например, в музыкальном произведении.

сильную ф-ию замещения мы видим в символе и сигнале

слабую ф-ию замещения мы имеем в яз.знаке - в нём мы имеем чисто смысловое узнавание.

№11 семиогенез

яз. знак возник не сразу, а развился из естественных форм знаковости.

вершиной сигнала является указание на объект. животное кричит, то есть указывает на источник боли.

вершиной развития символа является образ - изображение одного через другое. изображение содержания через форму. здесь сохраняется иллюзия мотивированности, что форма происходит от содержания, форма подражает содержанию.

в знаке же мы видим референцию.

в основе символа лежит иконизм.

кумулятивный (накопительный) семиогенез, то есть свойства предыдущего типа знаковости не утрачиваются, а сохраняются в следующем типе. символ сохраняет черты сигнала, знак - символа.

семиогенез - культурная эволюция знака. рождение культуры на основе знака.

культурными формами знаковости являются символ и яз.знак.

(символ - красивая девушка/картина/любоваться закатом/одеваются модно.)

критерием знаковой является изменение процесса означивание, когда референция, будучи вторичным фактором, становится первичным, а замещение пропадает.

(см.выше):

1 абстракция в значении

2 внутренняя абстракция формы и содержания

(символы, сигналы апеллируют к бытию, становлению, подвижному моменту реальности

яз знаки - к сущности)

12 хар-ка Я как знаковой системы. системные ф-ии яз.знака

есть различные знаковые системы, которые создаются, порождаются человеком.

здесь языковая система характеризуется как естественная (хотя яз.знак - искусственный)

но язык есть естественно родившаяся искуственность.

в языке искусственность родилась впервые, затем человек распространил её на другие формы культуры (одежду итд)

для естественного Я характерна широта функционального применения

для искусственных - узость применения.

Я - интегральная знаковая система, то есть любая другая знаковая система переводима на язык (но язык не во всём переводим на другие системы)

иск.зн.сист = не интегральные, а относительные

у языка абсолютная сфера употребления, у иск.зн.сист - ограниченные.

Я - открытая знаковая система, то есть постоянно развивается, совершенствуется, другие - закрытые, то есть почти не способны к развитию.

Я - гибкая система, те - жёсткие

Я - многомерная, полисимволическая система. искусственные системы однмерны, моносимволичны (вторичного значения в их знаках не возникает). "Язык - кладбище метафор".

Я - глубина, совершенство семиозиса, то есть становления знака в условиях коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: