Информация как основной объект информационного права.
Правовые основы защиты государственной тайны.
Защита информации.
Общая характеристика информационного права.
Информационное право – это комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в информационной сфере, - сфере производства, преобразования и потребления информации. Информационное право представляет собой систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Информационное право составляет правовой фундамент информационного общества, а следовательно, без скорейшего формирования такого права невозможно и нормальное развитие информационного общества XXI в.
Информационное право - новая, активно формирующаяся комплексная отрасль права, которая играет определенную роль в развитии современного общества ХХ1 в.
Информационное право - совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации.
|
|
Информационное право как отдельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, которые называются информационными отношениями.
В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само существование информационного общества основано на обращении информации. В этой связи основным назначением информационного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации. Правовые проблемы обращения информации исследуются на основе модели информационной сферы - сферы производства, преобразования и потребления информации.
Информационное отношения это обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечении. Гарантий информационных прав и свобод.
Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами.
Структура информационного правоотношения представляет собой совокупность следующих элементов: субъекты, объекты, содержание.
Субъекты: физические лица; юридические лица всех форм собственности; органы государственной власти; должностные лица; общественные организации; другие субъекты, признаваемые субъектами права.
|
|
Объекты информационного права - это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения и что является предметом их интересов, прав и обязанностей.
Содержание правоотношения это совокупность прав и обязанностей субъектов. Они зависят от вида информационных правоотношений.
Предмет правового регулирования информационного права составляют информационное отношения, т.е. общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.
Основной предмет правового регулирования информационного права – это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов – процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.
Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.
Предмет информационного права - часть общественных отношений, которые связаны с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включающая в себя юридическую ответственность в названных областях.
Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия "информация". Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они "сопровождают" другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого "сопровождения" все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечения информационной безопасности и т.д. Отношения, складывающиеся между участниками этих процессов, в реальной правовой действительности обособляются и тем самым переходят в категорию предмета информационного права.
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.
Регулирование информационных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных информационно-правовых норм, т.е. путем установления правил поведения субъектов информационных отношений и применения норм информационного права. Информационно-правовые нормы регулируют взаимоотношения граждан, СМИ, организаций, фирм и др. между собой, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый характер - характер информационно-правовых отношений. Субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических информационных прав и обязанностей. Поэтому можно сказать, что информационные отношения между самыми разнообразными участниками - гражданами, редакциями газет, телестудиями, предприятиями, организациями, фирмами и др., в которых последние участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами информационного права, называются информационно-правовыми отношениями, или информационными правоотношениями.
|
|
Для возникновения и реализации правоотношений в т.ч. в области информационной сферы необходимо в качестве объективных условий, во-первых, наличие реальных фактов, связанных с интересами различных субъектов общества, и, во-вторых, наличие нормативно-правовой основы, соответствующих правовых норм, позволяющих ввести отношения по конкретному факту в систему юридических фактов и правовых отношений.
Содержание правоотношения это совокупность прав и обязанностей субъектов. Они зависят от вида информационных правоотношений.
Виды информационных правоотношений –
а) правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ);
б) правоотношения, связанные с производством и распределением исходной и производной информации (например, правоотношения в сфере деятельности СМИ, авторские права в гражданском праве);
в) правоотношения в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг (например, правоотношения, регулируемые законами "Об обязательном экземпляре документов", "О библиотечном деле", "Об архивной службе");
|
|
г) правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд);
д) правоотношения в области обеспечения информационной безопасности (право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайн).
Под методом правового регулирования в информационном праве понимают способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
В информационном праве применяется метод диспозитивного и императивного регулирования.
Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
- равенство субъектов правоотношений, выражающееся прежде всего в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;
- самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
- самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной, интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения.
Методу императивного регулирования, применяемого при регулировании информационных отношений, присуще:
- использование властеотношений «команда-исполнение» или «власти-подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);
- строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах предоставленных законом полномочий);
-позитивное обязывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);
- возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;
- сочетание убеждения и принуждения.
Система информационного права включает в себя четыре раздела:
а) общие положения;
б) государственное регулирование информационной сферы (правовые режимы информационных ресурсов, порядок создания и применения информационных технологий, международный информационный обмен, информационный рынок (электронная коммерция), внутриорганизационное управление с использованием информационных систем, регулирование средств массовой информации, права граждан в информационной сфере, архивное и библиотечное дело);
в) информационная безопасность (обеспечение безопасности личности, государства, общества и глобального информационного пространства);
г) ответственность в информационной сфере: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.
Принципы информационного права - зафиксированные в правовых нормах основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере.
Принципы информационного права позволяют формировать это право как самостоятельную отрасль и в этой связи являются системообразующими.
Общеправовые информационно-правовые принципы –
а) приоритетности прав личности;
б) законности;
в) ответственности (за нарушение прав и обязанностей).
Специальные информационно-правовые принципы -
1) принципы, обеспечивающиеся Конституцией РФ, но имеющие свою специфику в информационном праве:
а) принцип свободного производства, распределения, доступа к информации;
б) принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества и государства. Он реализуется через нормы безопасности государства;
2) принципы, которые формулируются на основе свойств информации:
а) принцип "отчуждения" информации от ее создателя;
б) принцип оборотоспособности информации;
в) принцип информационного объекта (двуединство информации и ее носителя);
г) принцип распространяемости и экземплярности информации.
Субъектами информационного права являются органы государственной власти или местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами информационного права общественных отношений.
Правовой статус субъектов информационного права включает в себя: информационную правоспособность; информационную дееспособность, права и обязанности субъектов, а также ответственность, гарантии осуществления их прав.
По отношению к информации всех субъектов можно разделить на три группы:
-производители,
-обладатели (держатели),
-потребители.
Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления,
Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.
Источники информационного права на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.
Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:
информационно-правовые нормы международных актов;
информационно-правовые нормы Конституции РФ;
нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Федеральный закон регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);
2) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
3) отношения, возникающие при защите информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (например, связаны с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).
Разработка нового базового законодательного акта в данной сфере обусловлена необходимостью унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства РФ к международной практике регулирования информационных отношений.
Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.
В данном федеральном законе закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами.
Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице - распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации.
Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.