Но все же можно ли назвать деятельность мальчика в первом случае трудовой, если в ней не видно применения орудий труда? Вещественных орудий в ней действительно нет. Но ведь их нет или может не быть в деятельности, например, преподавателя, актера, некоторых товароведов, сортировщиков, инспекторов. И несмотря на это, деятельность любого из них каждый сочтет трудом. Орудий труда здесь не видно, но они все-таки есть. Это так называемые внутренние орудия, средства деятельности (мысленно удерживаемые правила, схемы, признаки оцениваемых объектов и т.д.). Так, можно предположить, что и в интере-
сующем нас случае с дошкольником Митей роль орудий деятельности играют такие усвоенные в прошлом опыте внутренние средства, как мысленная схема должного расположения журналов на полке, а также волевые усилия по самоуправлению.
Есть немало профессий, результаттруда представителей которых является отнюдь не вещественным. Это либо новая информация, либо по-новому упорядоченная информация,
|
|
либо информация по-новому закодированная (перевод с одного языка на другой), либо это некоторый функциональный эффект общественной пользы. Например, результатом труда наборщика ручного набора является не шрифт, а его новая упорядоченность, результатом труда программиста, обслуживающего ЭВМ,— придуманная последовательность команд машине, выраженная в системе знаков. Результатом труда руководителя может быть некоторый должный ход социальных явлений, процессов, уменьшение неопределенности их развития. И все это,бесспорно,— результат трудр не только в психологическом, но и в хозяйственном, производственном, экономическом значении этих слов.
Дошкольник Митя не имеет статуса трудящегося с экономической точки зрения. Он не рабочий, не колхозник, не служащий. Более того, он не относится к такой категории, как «население в трудоспособном возрасте» и оказывается вне категории «трудовые ресурсы». Но с точки зрения педагогической и психологической его деятельность оказывается именно трудовой. Ее специально организовали старшие в целях трудового воспитания подрастающего человека.
Рассмотрим и сравним еще два случая. Научный работник К., занятый в гуманитарной области, мастерит, когда, как он выражается, у него «не варит голова», самодельные газовоздушные горелки, занимается этим просто так — «интересно, что получится». То сделает сопло у горелки побольше диаметром, то поменьше, то совсем, наконец ее переделает и сломает и начинает делать следующую. Занимается этим хотя и урывками, в относительно свободное время, нос неослабевающим удовольствием, приобрел разные слесарные инструменты, небольшой электросварочный аппарат. Маршруты воскресных прогулок планирует так, чтобы побывать на технических свалках, где можно найти подходящий бросовый материал для поделок.
|
|
Восьмиклассник М.И. в учебной мастерской делает в составе назначенной учителем бригады игрушечные грабли для ребят детского сада. Интересовался у учителя, какого роста именно те «детсадники», для которых предназначены грабли, и выразил озабоченность, не будут ли малы рукоятки — «что-то уж очень коротенькие». Спрашивал, для чего грабли: «Для баловства или, может быть, какие-нибудь грядки они там будут делать? Может быть, добавим длину?». Учитель согласился, и школьники стали заготавливать более длинные детали. М.И. старательно зачищает «шкуркой» все неровности деталей и готовых изделий, остается даже в мастерской, когда все уходят, чтобы еще раз осмотреть всю продукцию бригады, кое-что подправить.
Сравнивая только что приведенные случаи, мы в первом из них не можем отметить некоторых важных признаков трудовой деятельности. Психологически здесь перед нами, скорее, отдых, активный отдых. В результате этой активности появляются, лравда, вещественные объекты, но не возникает ничего полезного для других людей, а тем более для общества. Фактически результатом является восстановленная профессиональная работоспособность самого деятеля (эффект отдыха, «освежения головы»).
Что касается восьмиклассника М.И., то здесь обнаруживается очень важный психологический признак трудовой деятельности — наличие социально ценного замысла. Пусть этот замысел построен не самостоятельно, а, по-видимому, принят от учителя, но принят очень активно. Притом отношение к замыслу даже творческое (ученик пытливо уточняет детали замысла, вносит полезное предложение, истово делает то, что ему поручено в составе бригады, а также «болеет» за качество всего конечного продукта..
Итак, всякий раз — применительно к данному человеку в данное время и в данной обстановке — надо специально вникать и разбираться, с каким комплексом психических явлений, характеризующих его активность, мы имеем дело. И всякий раз приходится специально принимать педагогическое решение: годится данная активность в качестве средства трудового воспитания или нет.
*В контексте психологического подхода мы и будем рассматривать труд как системное психическое образование (целостность), характеризующееся четырьмя признаками... Об этих признаках и пойдет речь ниже.
Предвосхищение общественно ценного результата — первый психологический
признак труда
Известно и бесспорно, что способность мысленно предвидеть результат деятельности очень развита у человека. Сам факт наличия в языке формы будущего времени свидетельствует о повседневности явлений предвидения: «будем играть», «давай слепим цыпленочка», «ставь кубики прямее, а то упадут». Признак предвосхищения результата имеет место не только в труде, но и в игре дошкольника, и в спорте, и при активном отдыхе, и при противоправном, преступном деянии. Иначе говоря, само по себе мысленное предвосхищение результата деятельности, активности не специфично для человека как субъекта труда и не делает его деятельность трудом. Все дело в том, что и как предвосхищается.
Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества...
Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание позитивной общественной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности.
|
|
Например, бездумное участие в коллективном труде, пусть очень полезном, но без осознания этой полезности, «за компанию», потому что «делать нечего, а здесь весело»,— это еще не трудовая деятельность, а только предпосылка к труду.
Далее, дело не просто в самом по себе сознании, понимании значения соответствующих слов, а в том, что это сознание сопряжено с активными побуждениями и эмоциональными переживаниями и оказывается реальным регулятором активности, деятельности, поведения человека. Например, если мы вспомним разбиравшиеся выше случаи <токарь, занятый «тачкосервисом», научный работник, поглощенный своим хобби, первоклассники, играющие в посадку дерекьев), едва ли можно предположить, что этим людям недоступна сама по себе идея о большей или меньшей общественной ценности результатов их деятельности. Конечно же, первоклассники понимают, что из посаженной
палочки ничего не вырастет, но им это сейчас неважно — регулятором активности является игровой мотив, мотив общения, желание в меру возможностей приобщиться к тому, что делают взрослые.
Важно отмстить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности. Ведь восхищение — это некоторый подъем чувств. В свою очередь, гностический компонент представления о результате деятельности складывается из предвидения собственно продукта, конечного эффекта и понимания его ценности (позитивной ценности или антиценности) для людей, для определенных людей.
Таким образом, установим некоторую структуру рассматриваемого признака и будем различать в нем три компонента, которые примем как относительно
самостоятельные: а) более или менее ясное знание о будущем результате деятельности; б) более или менее четкое знание о его социальной ценности (кому и насколько от него хорошо или плохо); в) более или менее выраженный аффективный тон [эмоциональная окрашенность ] соответствуюг ших знаний, представлений, образов.
|
|
Следует оговориться: специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат. А п ри таком знании все же невозможна ситуация «Шила милому кисет — вышла рукавичка».
В действительности знание о результате, то есть о том, чего пока еще нет, в-любом случае включает и образные, и
понятийные компоненты, соотношение которых различно в зависимости от предмета труда. Если, например, повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включаети товароведческие критерии вкусовых достоинств
пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных* эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д.
Из сказанного следует ряд пожеланий, требований к построению процесса трудового воспитания.
Ясно, что недостаточно организовать и направить группу подростков, детей на выполнение какого-то общественно полезного труда. Ведь общественная полезность его очевидна воспитателю, но отнюдь не обязательно выступает во всех красках и аспектах в сознании ребят. И в этом случае деятельность их фактически не будет трудовой и не выполнит своей воспитательной функции. Вот почему требуются специальные педагогические усилия и приемы, которые гарантируют, что деятельность детей будет характеризоваться предвосхищением общественно ценного результата. Средства решения этой задачи лежат в области педагогических методов.
Важно отметить, что как только мы примемся педагогически обеспечивать эту задачу трудового воспитания, мы неизбежно и сразу встанем, должны встать на путь умственного и нравственного воспитания. Чтобы ярко, отчетливо представить результаты своих действий, то, чего пока перед глазами нет, подрастающий человек должен иметь определенный уровень умственной воспитанности, культуры мышления, иметь запас наглядных впечатлений из соответствующей области, развитое воображение, владеть понятиями, упорядочивающими отдельные впечатления, преодолевающими клочковатость, разбросанность их, владеть мыслительными операциями анализа и синтеза. Аналогичным образом, чтобы осознать и позитивно прочувствовать ценность предполагаемого результата деятельности для общества, человек должен иметь некоторый
_-----------------
* Слово «субъективный» употребляется здесь в значении «свойственный субъекту труда» («субъектный»).
уровень моральной воспитанности,а именно, должные идеалы, убеждения, систему нравственных понятий, опыт соответствующих эмоциональных переживаний, поступков.
Процесс осмысления, мысленного построения результатов деятельности является также своего рода испытательным и тренировочным полигоном для эстетического и экономического воспитания. С воспитательной точки зрения важен уже сам факт, что вопрос об эстетических достоинствах изделия, о его рациональности в связи с задачей экономии материалов и средств пройдет через сознание учащегося.
Если же мы вооружим подрастающего человека некоторой схемой для рассмотрения мысленно представляемого результата труда (включающей признаки полезности, удобства, красоты, надежности, долговечности), то создадим ценнейший и длительно действующий внутренний регулятор активности его как субъекта труда — решим одну из стратегических задач трудового воспитания.
Отмеченные выше обстоятельства указывают и на то специфическое и важное место, которое могут и должны занимать в трудовом воспитании такие учебные дисциплины как литература, история. Их «производственно-трудовая повинность» оправдывается во многом уже тем, что они оказывают (если, конечно, оказывают) положительное, развивающее влияние на ум, воображение, нравственный облик, эстетический вкус подрастающего человека.
Сознание обязательности достижения. заданного результата — второй психологический признак труда
Труд — это деятельность по обязательному заданию. Но сама по себе идея обязательности не специфична для труда.
Например, обязательность соблюдения правил игры совершенно четко осознается дошкольниками. Дети придирчиво реагируют на несоответствие поведения кого-либо из участников ролевой игры правилам игрового действия. Если они играют, скажем, в «железную дорогу», то, пока «поезд идет» (дети сидят гуськом на стульчиках и пыхтят-фырчат), никто не должен выходить на «станцию». Сознание обязательности и, следовательно, мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализа-
ции чисто личных, в том числе эгоистических или даже
асоциальных, замыслов.
Деятельностьстановится трудом тогда, когда при прочих равных условиях (прежде всего при условии, что она характеризуется рассмотренным выше первым ее психологическим признаком) имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей. В типичном, наиболее распространенном случае это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества. производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные.
Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.
Как известно, в ходе развития ребенка, а именно к концу дошкольного возраста, возникает своеобразная потребность в ответственной деятельности, деятельности по заданию. Это важный симптом психологической готовности ребенка к учению в школе. Если эта потребность не удовлетворяется, дети активно находят свои пути утвердить себя в роли-человека, занятого ответственным делом (это может быть спорт, рисование, техническое моделирование, а может быть и меткое битье окон и уличных фонарей, отрывание на ходу брошек у проходящих женщин — смотря по тому, кто окажется источником ответственных заданий и соответствующего одобрения результатов).
Дело обстоит, конечно, не так, что человек всегда должен быть «ведомым». Нет оснований считать, что источником и эталоном целеполагания всегда должны быть «другие», «окружающие», «вышестоящие», а не сам человек, занятый или собирающийся заняться трудом. Более того, возможны случаи, когда в профессиональной деятельности поискового, творческого характера ее субъект ставит перед собой настолько оригинальные цели, что они непонятны или даже чужды ближайшему социальному окруже-нию. Вспомним хотя бы историю возникновения геометрии Н.И.Лобачевского, которого друзья и коллеги не понимали. а иные даже сомневались в его умственном, душевном здо-
ровье. Точно так же К.Э. Циолковский работал отнюдь не по заданию «окружающих» или «вышестоящих».
В общем случае имеет место некоторая борьба тенденций, с одной стороны, социальной фиксации и социального санкционирования целей деятельности, с другой — их самодеятельного обновления, разрушения и перестройки, конструирования. Но такая борьба — тоже факт социальной фиксации, своеобразного «обнародования» целей деятельности. В любом случае, для того, чтобы деятельность могла быть отнесена к категории труда (в контексте психологического подхода к нему), цели ее должны быть либо обычным, внешним образом признаны в соответствующей социальной группе (в семье, учебно-производственном, профессионально-трудовом коллективе), либо явным образом логически подчинены каким-то общественно важным целям. В противном случае деятельность может быть сколько угодно возвышенной, но ее отношение к категории труда будет по крайней мере неопределенным.
Рассматриваемый — второй — психологический признак труда имеет (как и первый) гностический и аффективный компоненты. Первый выражается в осознании человеком большей или меньшей неизбежности принятого порядка вещей и в сознании ответственности перед людьми. Аффективный компонент выражается в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, переживаниях, связанных со «стабильностью — изменчивостью» условий протекания деятельности, соотносимых с ее целью. Человек не просто помнит и понимает, какая цель задана, но его тревожит, волнует совпадение или рассогласование хода, направления деятельности с мысленным планом.
Из сказанного следует ряд требований к трудовому воспитанию, подготовке молодежи к труду и выбору профессии, к постановке воспитания профессионала (если иметь в виду переход к всеобщему профессиональному* образованию в соответствии с идеями реформы школы). Недостаточно поставить подрастающего человека в некоторые организационные рамки, вынуждающие его делать и доделывать — в связи с неотвратимым внешним контролем — то или иное дело. Необходимо позаботиться об условиях, вызывающих к жизни и развивающих внутреннюю волевую регуляцию деятельности, сообразную ее целям, способ-
ность к волевым усилиям, способность находить удовлетворение и в напряжении сил, и в сознании нужности творимого. Речь идет не о тревоге или страхе <«не сделаю — попадет»), не о мотивах узкопрагматических <«не потопаешь — не полопаешь»), хотя они не исключены, а осознании должного, окрашенном положительными. мобилизующими (стеническими) чувствами. Ясно, что реализация этого требования предполагает высокий уровень педагогической техники и организаторского мастерства.
При постановке профессионального просвещения, пропаганды профессий в системе профориентационной работы важно культивировать идеюотом, чтов любой, самойтвор-ческой, интересной, романтичной профессии есть внешние и внутренние препятствия, преодолевая которые, важно обязательно прийти к некоторому заданному результату. Работник и науки, и искусства, и литературы трудится в известном смысле, как пошивщик обуви — повседневно, по заказу и будучи ограничен сроками выполнения заданий. Без этого, без культа ответственности, общество не могло бы существовать и развиваться.
Таким образом, трудовое воспитание есть вместе с тем и воспитание нравственно-волевое. Совершенно ясно, что средствами его выступают не только сам труд, но и правильно поставленная спортивная подготовка, и внеурочная общественно-организаторская работа, и любая учебная дисциплина — в той мерс, в какой они делают вклады в характер, нравственный облик, волю и ум подрастающего человека... это обязательно воля морально обоснованная, опирающаяся, в частности, на нравственные понятия и принципы. А чтобы опираться на какие-либо понятия и принципы, надо как минимум быть способным их усвоить. Необходимым условием этого является достаточно высокий уровень именно умственной воспитанности, без чего человек не может быть по-настоящему ответственным и целеустремленным. Вот почему «классическая» проблема умственного воспитания отнюдь не теряет своей актуальности в период, когда особенно акцентируются задачи собственно трудового воспитания молодежи. Важно лишь подходить к делу системно и не отрывать одни воспитательные задачи от других.
Владение внешними и внутренними
средствами деятельности — третий
психологический признак труда
Использование орудий, орудийного оснащения — общий признак самых разных видов деятельности человека: и игры, и учения, и труда. Орудийные действия широко и разнообразно представлены у ребенка уже в преддошколь-ном возрасте. Даже человекообразные обезьяны, как известно, используют предметы для овладения недоступной приманкой... Наблюдаются даже задатки изготовления таких средств человекообразными обезьянами — составление из двух коротких палок одной длинной, если одна втыкается в другую.
Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.
Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность с тем большим основанием — при прочих равных условиях — может быть отнесена к труду, чем лучше он ориентирован в орудийных средствах и правилах их применения, чем лучше он владеет этими средствами, чем более творчески он к ним относится (придумывает и изготовляет свои инструменты, приспособления, дополнения к ним). Чтобы деятельность стала трудом (той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки каменный топор, сварочную горелку или встал за пульт робототехнологического комплекса. В труде предполагается и нечто
* Не следует, впрочем, думать* что древнейшим изобретением людей в области орудийных средств было нечто вещественное (камень, палка и пр.); скорее всего это было соединение усилий нескольких людей для решения задачи, непосильной для одного (сдвинуть камень у входа в пещеру, переместить ствол упавшего дерева и превратить его в мост через поток,-одолеть крупного зверя и пр.). Одним словом, первым истинным орудийным средством труда была, вероятно, реальность организационная, а не вещественная (ведь именно в этом случае нужна взаимопонятная сигнализация, речь со всеми следствиями такого обстоятельства: сознание как совмсстно-знание, способность умопостигать незримое, отвлеченное мышление). Примеч. автора.
8. Е.Л. Климов
незримое, недоступное простому внешнему наблюдению — знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий труда и, следовательно, способность делать соответствующие выборы (или знание, что существует один-единственный вариант или способ применения орудия, что мало вероятно),
Следует учесть, что наряду с более или менее общезначимыми средствами деятельности могут быть индивидуализированные и даже индивидуальные. Феномен профессионального мастерства, недосягаемой профессиональной квалификации во многом создается как раз сугубо индивидуальным орудийным оснащением деятельности (то есть приспособлением этого оснащения к такой реальности, как неповторимая индивидуальность человека)...
Рассматриваемый — третий — психологический признак труда имеет три существенных компонента: гностический (знание средств труда, включая и внутренние средства),' операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния, отношения). Мастер своего дела не просто знает, но и любит свои инструменты, даже одухотворяет их («Эта пила удобная в руке, только сучков не любит, а этой сучки нипочем, визжит как поросенок...»). Существует обширный мир признаков средств труда, который может быть открыт*человеку в большей или меньшей степени. В зависимости от этого его деятельность в большей или меньшей степени становится подлинным трудом, занимающим и развивающим его ум, характер, чувства.
Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение. Считается естественным, что скрипач играет на «своей» скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инструментом он пользуется постоянно). Но феномен «срастания» инструмента, средства труда и «душой» работника имеет место у каждого профессионала. Это надо иметь в виду при развитии человека как субъекта труда. На практике внешние средства труда нередко обезличиваются, ока-
* Подробнее о внутренних средствах труда см. в разделе этой книги: Развивающийся человек в мире профессий (Обзорная классификация профессий... третий ярус) нас.115, 118-121. Примеч. автора.
зываются «общими», но вместе с тем и «ничьими». В школьной мастерской мы «раздаем — собираем» инструменты. Когда организуем ребят (в порядке общественно-полезного труда) убрать территорию или обработать землю «раздаем-собираем» «ничьи» грабли, метлы, лопаты. С психологической точки зрения это не безупречно. Скажем, лопата имеет своего рода «формулу» индивидуальной подгонки к человеку, к его росту: верхний конец черенка должен быть на уровне кисти [руки J при условии, что штык лопаты погружен в грунт. Вот тогда лопата уже не совсем «ничья». И работать ею удобнее, приятнее. И для воспитания трудолюбия это благотворнее."
Нельзя по-настоящему сформировать любовь к труду, не культивируя теплое «персональное» отношение к каждому средству труда. Нет труда вообще, а есть его определенные виды с определенным орудийным оснащением. И как Родина начинается «с картинки в букваре», так и любовь к труду может начинаться с теплого отношения к его конкретным орудиям. Ребенку сначала хочется посидеть на шоферском месте и подержаться за «баранку», потом хочется «порулить», а потом расцветает уже все сложное древо отношения к профессии, профессиональной мотивации.
Здесь, как и выше, мы приходим к выводу о необходимости комплексного подхода к трудовому воспитанию. Средства, орудия труда в высоком значении этих слов —... показатель культуры общества. Отношение к ним, воспитываемое, положим, в школьной мастерской, фактически входит в структуру личности подрастающего человека как будущего... гражданина. Но вместе с тем и вся система мер по гражданскому воспитанию, включая, например, изучение Конституции [страны |, содействует собственно трудовому воспитанию. Подобным образом обстоит дело и с другими аспектами — умственным, эстетическим, физическим, даже гигиеническим — воспитания.
Нельзя бережно относиться к орудиям и средствам труда, если плохо в них разбираешься, а чтобы хорошо знать современное орудийное оснащение труда, надо иметь высокий уровень умственного развития. Бережное отношение к орудиям, о котором мы говорили выше, только внешне есть отношение к вещам. На самом же деле это отношение к людям и их труду, заложенному в вещах. Сломали, скажем, школьники из-за неумелых действий инструмент из высо-
8*
кокачественной стали. Огорчиться, даже специально педагогически инсценировать огорчение здесь важно ради стратегических целей воспитания. Важно, чтобы ученики и прочувствовали, и подумали о том. сколько потеряет общество, если каждый школьник сломает по сверлу.
Ориентировка в межлюдских
производственных отношениях — четвертый
психологический признак труда
Рассмотрим сначала факты.
Перед нами токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, и чисто технически эта работа, быть может, не сложнее, чем обтачивание небольшого валика к точному измерительному прибору. Но есть здесь сложность иного рода. Обрабатываемый сейчас ротор турбины прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще раньше — машинисты кранов и других транспортных средств и далее назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае — не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Разумеется, и заготовка маленького валика для часов тоже содержит в себе овеществленный труд. Это можно сказать о любом полуфабрикате.
Но вернемся к человеку, имеющему в качестве исходного продукта предмет, в который уже вложен большой труд многих работников. Здесь требуется все же особая психическая регуляция поведения, особая бдительность, осторожность, надежность, а не просто выучка. Нужны
определенные личностные качества, а не только умения.
Такую работу можно доверить не всякому умелому работнику. Не просто умелому, умному, а тому, кто ясно понимает и чувствует весь овеществленный труд других людей.
Если не объекты труда, то инструменты, вещественные орудия и условия его практически всегда скрывают в себе овеществленные межлюдские отношения. Инструменты
»
кем-то сделаны, доставлены, укомплектованы; материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены; условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме. Если человек к этому слеп, у него не возникает внутренних трудностей, настораживающих сигналов, препятствующих
беспечным действиям (поломать, потерять инструмент, «запороть» заготовку, полуфабрикат). В таком случае деятельность теряет психологические признаки трудовой, даже если она протекает на самом современном штатном рабочем месте. Такая деятельность приближается, скорее, к орудийным действиям высших обезьян. Последние, как известно, не сохраняют орудий, которыми воспользовались. Отнош ение их к орудиям очень ситуативно — достала обезьянка банан с помощью палки, съела, а потом может «от скуки» перегрызть пополам и палку.