Вместе с тем, хотя идея уникальности каждого противостоит идеологии обезличивающего подхода к человеку как крупице некоей «массы», сама по себе она, будучи исключительно культивируема, ведет к некоему абсурду, о чем несколько ниже.
Нельзя сказать,.чтобы идея «каждого» была незнакома философии диалектического материализма и cooteeTCTBy-ющей социологии (вспомним формулировки основных социальных принципов: «От каждого по способностям, каждому по труду», «От каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но надо признать, что часто внимание и теоретиков и практиков, по крайней мере в прошлом стоявших под флагом этой философии, центрировалось в основном не на «каждом», а на «всех», что само по себе не следует обесценивать, если бы знание о «всех» было достаточно дифференцированным и содержательным. Но оно нередко было огульным по принципу: «Лес по дереву не плачет».
Если культивируется идея уникальности человека и его жизненного пути (экзистенциализм, персонализм), здесь тоже не все безупречно в том смысле, что односторонний акцент на неповторимости человека может уживаться с
|
|
недооценкой «общезначимого», «общественно значимого»; а как-никак в качестве единицы выживания на планете можно помыслить только сообщество, общество, а отнюдь не отдельную сколь угодно уникальную персону.
Итак, надо, по-видимому, находить и удерживать в теории и практике какое-то явно неравновесное и в то же время устойчивое положение (т.е. положение, постоянно требующее от нас бдительности) между двумя абсурдами: абсурдом уникальности каждого человека и абсурдом всеобщей одинаковости людей. К счастью; практически ни тот, ни другой варианты невозможны, но приближения к ним то и дело возникают (тоталитаризм или анархизм в политике;
9. Е.А. Климов ост
борьба то за единую педагогическую школу, то против нее и за «личность» в педагогике, «гуманистические» или «сциентистские» подходы в психологии).
Существенным (хотя и не единственным, конечно) условием практического достижения оптимума положения между двумя охарактеризованными выше абсурдами является детализированное знание об индивидуальных, групповых, типовых, общих, в частности, профессиональных особенностях человека.
Нельзя ведь отрицать, что «делатели» чего-то полезного для существования и развития общества это — не только функционально самая важная, но и в чисто количественном отношении самая большая его часть. Это миллионы и миллионы людей. И психологические знания о профессионалах должны рассматриваться как необходимая составляющая культуры современного человека, а тем более специалиста, занятого работой с людьми.
|
|
Если существуют закономерно воспроизводящиеся факты профессиональных особенностей в представлениях об окружающем мире, о субъекте (о других людях и о себе), важно их описать и учитывать в связи с проблемой оптимизации межлюдских отношений, анализа и разумного преодоления конфликтов в сфере труда.
Имеются в виду следующие пять типов профессий, выделяемые по признакам предметной области деятельности:
1. «Человек — живая природа». Профессионалы здесь заняты прежде всего биотическими системами (растения, животные, микроорганизмы и среды их обитания). Условное обозначение этого типа профессий далее для краткости «П».
2. «Человек — техника». Предметная область труда — системы техники (внешние средства и условия труда, быта) и неживой природы. Условно — «Т».
3. «Человек — человек». Предметная область-—социальные системы, люди, их группы. Условно — «Ч».
4. «Человек — знаковая система». Предметная область — мир знаково-символических явлений (естественные и искусственные языки, условные знаки, как, например, в работе программиста, библиографа, наборщика, бухгалтера). Условно — «3».
5. «Человек — художественный образ». Предметная область — мир художественных, эстетических объектов. Условно — «X»/
Разумеется, все множество профессий нельзя строго распределить по указанным пяти типам, тем не менее данная типология даст некоторую ориентировку в разнообразии профессий, и далее мы будем из нее исходить без дополнительных оговорок.
Сама по себе мысль о том, что разные люди по-разному воспринимают, представляют и понимают одни и те же вещи или других людей, банальна. Но следует признать и то, что практически каждый человек может оказаться в пределах некоторой иллюзии: окружающий мир, универсум (включая и его субъективную составляющую), полагает он, и есть то, что он сам воспринимает, представляет, знает, а другие люди почему-то часто делают это «неправильно», «неполно» и пр. (хорошо сказано у Н.В. Гоголя: «...и все, чего он не видит сам, то для него ложь»).
Меня далее будет интересовать профессиональная специфика соответствующих представлений.
Человек как субъект — часть окружающего мира, поэтому принимались во внимание особенности представлений профессионалов как об объектной, так и о субъектной составляющих мира (универсума).
Были взяты по 25 примерно одинаковых по объему и по структуре описаний профессий (профессиограмм) каждого типа. Описания были предназначены не для специалистов, а для юношества. Но поскольку авторы описаний — специалисты и привержены к тому или иному типу профессий, их письменная продукция, по всей видимости, отображает черты профессионального менталитета.**
Из профессиограмм были выделены смысловые единицы, характеризующие представления о субъектном и объ- ектном факторах о кружающего мира. Сразу же отмечу, что
* О классификации профессий подробнее см. на с.115-143 данной книги].
** См. Мир профессий в шести томах. М.. 1985-1988 (т. 1. «Человек — природа». Сост. С.Н. Левиева, 1985; т.2. «Человек — техника». Сост. В.Е. Гаврилоп, 1987; т.З. «Человек —техника». Сост. Р.Д. Каверина. 1988; 1.4. «Человек — человек». Сост. Р.Д. Каверина, 1986; т.5. «Человек — знаковая система». Сост. С.Н. Левиева, 1988; т.6. «Человек — художественный образ». Сост. Л.И. Смирнов, 1987).
9* 259
словарь описания субъекта профессионалами-непсихологами существенно отличается оттого, что мы видим в учебниках и словарях по психологии, но это особый вопрос.
Из 3194 смысловых единиц, так или иначе описывающих субъекта, 48+/-0,9% характеризуют его черты (например, «особая осторожность», «техническая смекалка», «доброжелательность», «внутренняя организованность», «смелый полет фантазии» и пр.); остальные смысловые единицы ак-центируютотнесенность чертсубъекта к предметному миру (например, «он любит все живое», «любит могучие машины», «ему по настоящему интересно с детьми», «предпочитает порядок и четкость», «любит малые формы в искусстве» и пр.) — 37% и те или иные градации их выраженности (такие «житейские» шкалы как «самозабвенно предан избранному делу», «предельно внимателен», «работа физически не тяжелая», то есть «ему не тяжело» и т.п.) — 15 процентов.
|
|
Характеристики черт субъекта неравномерно распределены по отмеченным выше типам профессий: наибольшее их количество (16 +/- 0,6% из 48 +/- 0,9%) приходятся на профессии типа Ч, наименьшее (7+/-0,5) — на тип Т. Если принять во внимание, что профессии типа Т, по-видимому, наиболее многочисленны по составу занятых в них людей, это делает вопрос о профессиональной специфике восприятия другого человека достаточно острым.
На основании 863 случаев распределения предметных реальностей, которые мыслятся в профессиограммах приоритеты (частоты) располагаются так: «хозяйство, производство» — 11% Т и 2% Ч; «человечество, население» — 5% Т и 10% Ч; «сознание и деятельность общества» — 2% Т и 1% Ч; «космос, планета»— 1% Т и 0% Ч; «живая природа» —0% Ти0% Ч,но4% П, 2% - X и т.д.
Далее, чтобы не затруднять восприятие предлагаемого здесь материала, я приведу для сравнения краткие описательные (неколичественные) характеристики разных типов профессионалов.
1. Если перед нами работник, занятый явлениями живой природы, мир видится, усматривается им и волнует его прежде всего состороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области.
Земля в его сознании — носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь: площади, занятые лесами, посевами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ; леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные, а также [удерживают в сознании 1 многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики, «судьбы» чего-либо живого.
|
|
Цивилизация, культура человечества — это, с их точки зрения, прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди— потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения — прежде всего то, что делается в человеческом мире в связи охраной природы или с использованием ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии. Условия существования и развития человека — то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и соблюдением научно обоснованных норм питания, с обеспечением человека одеждой; истоки всего перечисленного надо видеть в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — все связанное с использованием ресурсов природы [и что влияет на нее и ее судьбу на планете ].
2. Если перед нами работник, занятый техническими системами, мир видится, усматривается им и волнует его прежде всего с точки зрения того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лифтом. Планета Земля рассматривав ется как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь: поверхность Земли — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, это площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть-тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные [полезные вещественные ] придумки, усиливающие возможности человека в деятельности, освобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).
Цивилизация, культура, история человечества — прежде всего достижения научно-технической революции: электродвигатели, радио, ЭВМ. Страны и континенты, местности на Земле — как 6ц, недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают ясно представляемые линии связи и электропередач, «нитки» газопроводов, теплотрассы и т.п. Зато сами технические объекты детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать и пр. Условия существования и развития человека — это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Деятельность человечества, людей —... прежде всего научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.
3. Если перед нами работник, занятый социальными системами, людьми (сих сознанием, поведением, духовной сферой), мир видится этим работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. «Космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то далекий смутный фон.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка в сложную жизнь человека и общества.
Цивилизация, культура, история человечества в представлении таких специалистов — это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения — политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами. Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.
Деятельность человечества, людей — не что иное, как приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству» и пр.).
4. В профессиях типа 3 мир волнует работника прежде всего с точки зрения упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих: Вселенная — это лаборатория для изучения процессов, не воспроизводимых в земных условиях; Природа — то, что выверило веками оптимальные размеры предметов; дерево — цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней — надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Приятно, что уже известен диаметр вируса; поверхность планет изучается с помощью фотографии; моря, пустыни —то, где можно сориентироваться с помощью астрономии — вот типичные представления, отношения к миру, ходы мысли.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостности, «гештальты» такого рода: система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль за качеством печатной продукции; создание проекта документа; следование строгим правилам;
тематика издательства; иностранные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; схемы движения транспорта; маршруты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законодательство страны.
Цивилизация, культура, история человечества — для специалиста по знаковым системам прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара информационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и континенты — пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продукций, где работают специалисты по
научно-технической информации. Международные отношения — прежде всего информационно-технические связи
(доставка письма в любой «уголок» земного шара, телефонная связь, возможность поиска «за рубежом» полезной информации и.т.п.)
Условия существования и развития человека — это увеличение количества производимой информации в геометрической прогрессии; телефон как привычный атрибут быта; книги (именно«тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количество их названий как достигнутое благо), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, создающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п. Деятельность человечества, людей — не что иное, как автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов (как, например, фотография), информационного обеспечения жизни общества.
5. В профессиях типа X мир видится, усматривается работником и волнует его и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, совершенную [волнующую человека] форму какого-то содержания. Космос — то,.где людям при-
ходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что можно мысленно взглянуть с большой высоты из [точки ]-космоса, чтобы, например, лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли", стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа — источник не только впечатлений, но и средств художественной выразительности, таких, как красители, а также и некоторых трудностей...(в природе нет вечных художественных материалов, время и микробы превращают холсты в прах...).
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании такие целостности, как: художественные стили, гармония цветового решения (картины, архитектурного проекта, оформляемой витрины, театральной декорации), чувство подаренной людям красоты, «пульедня», сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления, фразировка (музыкального материала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.
Цивилизация, культура, история человечества —это множество достижений художественного творчества, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места), например, образцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах, кони Клодта на мосту через Фонтанку, лаковые миниатюры мастеров Палеха и т.п. Международные отношения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, народов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишенный придуманных людьми политических, государственных границ: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России, или Голландии и т.д.
Условия существования и развития человека — это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, места [пространство] для отдыха в проектируемом жилом помещении, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в це-
в
лом составляет некий фон, главное же — необходимо обеспечить, преодолевая существующие недостатки, нормы современного быта, обслуживания жителям села (неперенося в деревню огульно, скажем, нелепую идею многоэтажной
застройки)...
Таким образом, разнотипные профессионалы скорее всего неодинаково «квантуют» окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления. И если при этом они недостаточно рефлексируют, например, субъектный, природный, технический, эстетический, или, наконец, метрический и т.п. аспекты окружающей обстановки, возникает задача их компенсаторной информационной поддержки, взаимообогащения специалистов информацией об окружающем (последнее — ради взаимопонимания, профилактики непродуктивных конфликтов).
Краткий вариант. психоэкологической гипотезы
Мое предположение состоит в следующем: психологическое знание о разнотипных профессиях является условием не только правильного выбора каждым подрастающим человеком своего трудового пути, виденья его возможных перспектив, диверсификаций, но и хорошего взаимопонимания, взаимоуважения и делового объединения людей-«де-лателей». А это, в свою очередь, есть важное условие благополучного общественного настроения и, следовательно, психического здоровья всех и каждого.
Можно предполагать, что если в обществе будет последовательно культивироваться дифференцированное, детальное знание о менталитете разнотипных профессионалов, это существенно минимизирует недоразумения, переживания напряженности, конфликты в сфере взаимодействия руководителей и подчиненных, политиков и народа, представителей организационных структур и включенных в них «делателей».
Чтобы такое благоприятное состояние общественного сознания стало реальностью, необходимо культивировать (в системах образования, воспитания разных типов и уровней, начиная от семьи и кончая высшими формами профессиональной подготовки) уважительное отношение к своеобразию психики другого человека, преодолеть стихийно
возникающую иллюзию, будто окружающие должны видеть и понимать реальность именно «как я».
Сложность реализации обсуждаемой задачи в том, что психика другого человека — реальность, в сущности, незримая; ясные, четкие представления о состояниях и особенностях внутреннего мира сторонних людей отнюдь не легко строить и удерживать в сознаниии. В связи с душевед-ческим невежеством возможно и совершенно искреннее, «честное» варварство, «дожимание» других по своему образу и подобию, представляющемуся единственно возможным и правомерным.
Дело здесь обстоит не проще, чем, скажем, в отношении таких незримых факторов среды, как радиационная или микробиологическая опасность. Всем известно, какой дорогой ценой мы платим за отсутствие гигиенической и ради-ационно-экологической культуры в обществе. Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры может возникнуть сам собой. Здесь требуются огромные специальные просветительские усилия, которым должны систематически предшествовать и усилия исследовательские в области научного психологического професси-оведения.
Значимость психоэкологических проблем начинает ясно осознаваться специалистами. Об этом свидетельствует, например, название «круглого стола», организованного в мае 1995 года Отделением психологии Международной академии информатизации совместно с Комиссией по здравоохранению Исполкома Российского земского движения: «Психоэкологическая катастрофа в России». Полагаю, что систематическая работа по распространению дифференци-ально-профессиоведческих знаний внесет необходимую лепту в преодоление неблагоприятной психоэкологической ситуации,Ч^иксируемой специалистами (медиками и психологами).
•
Часть 2
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
СООБЩЕСТВУ
2.1. НА ПОДСТУПАХ К
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМ
ОСОБЕННОСТЯМ ПРОФЕССИОНАЛА
2.1.1. К вопросу о роли индивидуальных
особенностей интеллектуальной сферы
в производственном труде
[1957]24
Постановка вопроса. Организация и методика исследования
Мысленное предвосхищение внешнего действия, планирование действий является общим и в то же время специфическим признаком трудовой деятельности.
В наши дни в связи с непрерывным усложнением техники и широкой автоматизацией производства интеллектуальная сторона физического труда, проявляющаяся, в частности, в планировании рабочим своих действий, начинает играть ведущую роль в достижении высокой продуктивности труда рабочего на производстве. С другой стороны, в творческом труде...особое значение приобретают индивидуальные особенности личности и, учитывая сказанное выше, прежде всего индивидуальные особенности интеллектуальной сферы рабочего. Мы исходим из того, что наиболее существенные особенности интеллектуальной сферы определяются характером взаимодействия 1-й и 2-й сигнальных систем (по И.П. Павлову).
Имея в виду изложенное, мы поставили в качестве первой задачи исследования выяснить зависимость некоторых индивидуальных особенностей в планировании работы тка-чих-четырехстаночниц от различий в интеллектуальной
сфере, определяемой взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем. Установление отмеченной зависимости вы-двигает вопрос и о соответствующей индивидуализации обучения планированию. Поэтому вторая задача исследования состояла в том, чтобы установить некоторые индивидуальные особенности в обучении ткачих планированию работы в зависимости от тех же различий в интеллектуальной сфере.
Мы исходили из предположения, что уровень деятельности 2-й сигнальной системы при прочих равных условиях определяет характер словесного отчета испытуемого о непосредственно воспринимаемых им объектах, о характере выполняемых им трудовых действий со стороны существенности, адекватности и полноты этого отчета. Мы исходили, далее, из предположения, что уровень деятельности 2-й сигнальной системы и характер взаимодействия обеих сигнальных систем проявляется в особенностях запоминания, сохранения, воспроизведения словесного и непосредственного материала, в характере реакций в ассоциативном сло-весном эксперименте. Несомненное значение для диагностики отмеченных особенностей интеллектуальной сферы имеют и некоторые сведения об учебной деятельности испытуемых в общеобразовательной школе. Поэтому, руководствуясь изложенным, мы использовали для изучения интеллектуальной сферы испытуемых следующие приемы: 1) словесное описание репродукций с картин, 2) отчет испытуемых о приемах"и способах своей работы, 3) ассоциативный эксперимент со словесными и непосредственными раздражителями, 4) анамнез.
Суждения об особенностях планирования основываются на анализе сплошных записей...— «фотографий».** Практиковались и избирательные наблюдения.
В качестве испытуемых были отобраны на основе предварительного изучения две ткачихи-многостаночницы, достаточно резко отличающиеся по уровню деятельности 2-й сигнальной системы. Некоторые отдельные факты проверялись путем наблюдения и изучения других ткачих.
Обучение планированию работы относилось к одной ис- пытуемой и осуще ствлялось экспериментатором.
* Базой исследования служил Казанский льнокомбинат...
** Нами использовалась методика наблюдений, предложенная в брошюре Я.А. Дохмана «Планирование работы — важнейший элемент стахановского труда». Гизлегпром. I 949.
Особенности интеллектуальной сферы
испытуемых
...В индивидуальных беседах испытуемым предлагалось ответить на вопрос, как они добиваются того, чтобы станки меньше простаивали, чтобы все они по возможности «шли».
Высказывание П. о своей работе имеет сравнительно примитивный характер. В ответ на наш вопрос П. сообщает, что нужно быстро выполнять рабочие приемы. Несколько недоумевает, когда ее спрашивают о способах, приемах, методах ее работы, и отвечает: «Если все станки идут, то хожу и наблюдаю». После дополнительных вопросов выясняется, что П. известно правило о том, что нужно подходить прежде всего к тому станку, который расположен ближе и работа на котором требует для своего выполнения меньше времени, чем на других станках. Больше ничего о своей работе сказать не может.
Объективное наблюдение показывает, что П. чаще обслуживает те станки, на которых заправлена основа более низкого качества. Так накануне 56,4% случаев обслуживания станков приходится на первый и четвертый станки («плохая» основа) и 43,6% случаев приходится на второй и третий («хорошая основа»).
Однако в словесном отчете П. это не отражается. Далее, наблюдение показывает, что прерывая какую-либо работу, с тем, чтобы осмотреть станки, П. часто не возвращается к этой прерванной работе. Так, прервав зарядку челнока, она очень часто не заряжает его до тех пор, пока не возникнет надобность в смене челнока. Тогда у простаивающего станка приходится дозаряжать челнок, а затем производить смену. Между тем, если судить по беседе, то П. считает, что она не забывает заряжать челноки.
На вопрос, старается ли она выполнить максимум работ у'одного станка прежде, чем итти к другому, или этого не нужно делать, П. затрудняется дать какой-либо ответ. Между тем, наблюдение показывает, что П. совершает много переходов (в среднем 155 переходов в час), выполняя сравнительно небольшое количество работ* (в среднем 151 в час).
* Термином «работа» в этом случае мы обозначаем трудовые one рации — зарядку челнока, поправку основы, чистку полотна, ликвидацию обрывов и т.д. Исследование проводилось до массового внедрения автоматов лля зарядки челноков.
Отчет другой испытуемой (С.) о своей работе свидетельствует о том, что у ней есть довольно дифференцированная и осознанная система «правил поведения» во время работы, говоря о которых, С. всегда стремится привести конкретный пример. Выясняется, что С. также известно правило о том, что нужно подходить к тому станку, для выполнения работы на котором требуется меньше времени, чем на других станках. Кроме того, С. сообщает, что нужна «скорость» в работе. Нужно быть внимательным; говорит, что «держится» ближе к тому станку, где должен скоро сойти уток, чтобы своевременно произвести смену челнока. Далее, С. сообщает, что уделяет больше внимания тому станку, который идет хуже остальных, на котором сравнительно плохая основа и т.д. Сказанное С. соответствует данным объективного наблюдения. Вместе с тем выясняется, что и С. не отдает себе отчета по крайней мере в одной весьма типичной для нее особенности стиля работы. Наблюдения показывают, что С. выполняет максимум работ у одного станка, прежде чем итти к другим станкам. В результате при сравнительно небольшом количестве переходов [отстанка к станку] (83 перехода в час) С. выполняет значительное количество работ (260 работ в час). Когда мы сообщили С. об этой особен-ности ее работы, она, оживившись, подтверждает: