Динамизм и незавершённость науки

Ряд перечисленных характеристик научного знания может создать впечатление, что оно представляет собой некое статичное образование, полностью верифицированное и доказанное — как бы своеобразный ло­гико-теоретический монолит. На самом деле научное знание — достаточ­но подвижная когнитивная система, в которой происходят постоянные процессы уточнения, пересмотра различных положений и целых теорети­ческих подсистем. Научное знание не представляет собой какой-то гомо­генной целостности. В нем есть и нерешённые проблемы (скажем, в ма­тематике — проблема Гольдбаха), есть проблемы, вообще считающиеся вечными (например, в биологии — проблема происхождения жизни), причем иногда, наоборот, проблемы, считавшиеся неразрешимыми, могут дождаться своего решения (примером может служить недавнее доказатель­ство Великой теоремы Ферма), есть различные парадоксы (образцы кото­рых можно видеть в современной физике микромира). Часто в одно й то же время сосуществуют несколько альтернативных, конфликтующих друг с другом теорий, идёт постоянная борьба школ и направлений и т.п.

Это означает, что содержание научного знания является принципиально открытым для пересмотра и уточнения, для улучшений и значительных нова­ций. Открытость и корректируемость научного знания выступают важ­нейшими предпосылками развития когнитивной системы науки. Научное знание динамичное, подвижное, принципиально незавершённое. Оно нахо­дится, как писал И. Кант, в контексте постоянного «продвижения опыта», т.е. в режиме непрерывного совершенствования и расширения. Или, как комментирует слова И. Канта его последователь Э. Кассирер, «опыт для нас — не завершённый продукт, а процесс, который формируется в движе­нии. Мы можем определить условия этого процесса, но не его конец»1.

Итак, система научного знания динамична, принципиально открыта, корректируема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: