Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием.
Согласно Л.И. Божович, источником кризиса 7 лет является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного поведения. Т.е. дети начинают мечтать о школе, привлекательными для них становятся «серьезные» дела, дети начинают тяготиться обществом младших дошкольников.
К 7 годам, как установила Е.З. Басина, происходит кардинальное изменение самооценки. До 6 лет ребенку характерно безусловное положительное отношение к себе независимо от конкретной сферы, по которой он должен оценивать себя (методика «линейка Дембо»). При этом ребенок ставит себя на самое высокое место. К 7 годам ответы меняются: во-первых, различаются Я-реальное и Я-идеальное по всем сферам; во-вторых, Я-реальное занимает свое положение чуть выше середины шкалы, что соответствует обычным ответам здоровых взрослых; в-третьих, Я-идеальное остается на верхней шкале, что отражает некоторый инфантилизм 7-леток.
Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет, который можно разделить на 3 категории симптомов.
Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:
- Спор – ребенок оспаривает необходимость требуемого или время выполнения (чаще – ссылаясь на занятость);
- Непослушание – невыполнение привычных требований или установлений. Отказ от участия в привычных делах. Противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей. К непослушанию также относится отказ прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным;
- Пауза – промежуток времени между обращением к ребенку и ответной его реакцией. Во время паузы ребенок «не слышит», о чем его просят;
- Требовательность – настаивание на своем, напоминание об обещанном (навязчивое), «занудство»;
- Остальные симптомы: упрямство, хитрость, капризы.
Почему так происходит? Все подобные ситуации касаются некоторого раз и навсегда заведенного правила, установленного некогда родителями. Понятно, почему мыть руки, чистить зубы и т.п. необходимо. Но кому понятно? Понятно взрослому, т.к. он установил это. К 7 годам ребенок начинает выделять правила, которые им самостоятельно не установлены. И эти правила ребенок стремится нарушать. Таким образом, ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей.
Почти одновременно возникают и собственные занятия, т.е. возникают самостоятельные занятия и стремление к самостоятельности. Это симптомы второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку. Например, ребенок «стирает сам свои вещи», «просит разрешения самому сходить в магазин». Детям начинают нравиться: шитье, вязание, конструирование, рисование и т.п. На это ребенок ждет обязательной похвалы и болезненно реагирует на критику своего произведения. При этом происходит отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (например, рисования, лепки).
В эту категорию входят и другие симптомы:
- Общие вопросы – в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом. Ключевые темы: происхождение планет, жизнь на Земле и планетах, другие страны, морально-этические вопросы и т.п., семейные связи (дедушки, прадедушки...);
- Школа – разговоры о школе.
Все эти симптомы (второй категории) свидетельствуют об изменении места ребенка в семейных отношениях, об эмансипации от близких взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений: встать в новую взрослую позицию по отношению к семье.
Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость. Это:
- Взрослое поведение – частный случай манерничанья и кривляния, когда ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне это выражается в демонстративной рассудительности, в поведении – в карикатурной взрослости (во всем подражает, например, сын отцу);
- Внешний вид – внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Дети, надевая одежду, часто спрашивают: «Я теперь одет как школьник?» («–взрослый?»).
Однако, следует помнить, что симптомы могут быть взаимозаменяемы.