Понятия направления, теории, модели в науке

Как и любая наука, психология развития несет ф-ции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Применительно к определенной области исследования эти ф-ции выступают в качестве конкретных научных задач, т.е. общих целей, к-ых наука стремится достичь. Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в психологии развития находится именно на уровне описания. Объяснить развитие – значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, к-ая может быть строго однозначной, вероятностной или вообще отсутствовать. Она может быть одинарной или множественной. Если описание развития есть создание его образа в сознании исследователя, объяснение – установление связей следствия с возможными причинами, а прогноз развития – предсказание его, исходя из уже установленных причинно-следственных связей, то коррекция развития есть управление им через изменение возможных причин. И поскольку развитие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически неограниченны. Ограничения накладываются здесь в большей степени возможностями описания, объяснения и прогноза, к-ые и поставляют информацию о х-ре происходящих процессов и природе объекта в целом. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития. Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития. Основой любой научной дисциплины яв-ся ее теория. Именно она выполняет основные ф-ции науки (описание, объяснение, прогноз, коррекцию). В методологии науки принято выделять понятия научного направления, теории и модели. Под научным направлением понимают группу теорий, объединенных общей идеей. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти теории принадлежали одной научной школе. В рамках научного направления, в свою очередь, можно выделить поднаправления, к-ые дифференцируют исходную идею, создавая производные идеи, еще не являющиеся теориями. Все теории развития Ю. Н. Карандашев предлагает делить на 2 больших класса: обыденные и научные. Обыденные теории развития не осознаются их авторами, но оказывают большое влияние на мировоззрение ч-ка; нередко они яв-ся популяризацией устаревших теорий развития. Поэтому обыденные теории развития выступают, в лучшем случае, как предтеории. Научная теория – это непротиворечивая, связная, простая система правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа. Модель выполняет по отношению к объекту ф-ции достоверного описания, логичного объяснения, подтверждающегося прогноза и эффективной коррекции (управления) его поведения. Чтобы дифференцировать понятия теории и модели, используются 2 критерия: системность и эмпиричность. На этой базе возникает классификация: 1) нет ни системности, ни эмпиричности – обыденные теории развития; 2) нет системности, но есть эмпиричность – традиционные теории развития; 3) есть системность, но нет эмпиричности – модели развития; 4) есть и системность, и эмпиричность – современные теории развития.

Все теории развития используют в качестве отправного пункта систему «субъект-среда». Без определения отношений внутри этой системы не может быть построена ни одна теория. Х-р отношений между субъектом и средой, постулируемый каждым автором, определяет содержание теории и ее теоретическую принадлежность (научное направление). По Ю. Н. Карандашеву, можно построить следующие комбинации отношений между субъектом и средой:

1) отношение исключения субъекта и среды – развитие определяют не-субъект и не-среда;

2) отношения аддитивности между субъектом и средой – развитие определяют субъект и/или среда, взятые в разных пропорциях;

3) отношение исключения среды (субъект и не-среда) – определяющим яв-ся только субъект;

4) отношение исключения субъекта (не-субъект и среда) – определяющей яв-ся только среда;

5) отношение мультипликативности между субъектом и средой (субъект и среда) – определяющими яв-ся в полной мере и субъект, и среда. Последнее отношение в зависимости от его содержания дифференцируется на подвиды в направлении все большего освоения среды субъектом:

5.1) субъект подавляется средой;

5.2) субъект изучает среду;

5.3) субъект включается в среду;

5.4) субъект врастает в среду;

5.5) субъект преодолевает среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: