Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект-среда». Научно-теоретические направления в психологии развития

Отношения «субъект—среда» реализуются в разнообразных теориях развития, образуя научные направления. Отношение исключения в научных теориях почти не встречается. Однако оно имеет место в обыденных теориях фатальной предопределенности человеческой судьбы Богом, фатумом, роком и т.п. Условно теории такого типа образуют нигилистическое (нигилизм — отрицание) направление. Отношение дополнения, суммирования рассматривает развитие по принципу критической массы, согласно к-му только определенная сумма вкладов субъекта и среды может обеспечить развитие. При этом не важно, сколько приходится на долю наследственности (субъект), а сколько — на долю среды. Главное — сумма, к-ая должна превосходить определенную величину. Умеренное соотношение вкладов наследственности и среды мы находим, с одной стороны, в обыденных теориях развития, а с другой — в практических теориях, ориентированных на решение прикладных психологических задач, не нуждающихся в сложных построениях. Теории данной группы условно можно отнести к синкретическому (синкретность — слитность, нерасчлененность) направлению. Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают 2 научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда. Отношение мультипликативности рассматривает развитие как рез-т взаимодействия в полной мере и субъекта, и среды. Именно это отношение лежит в основе большинства теорий. В соответствии с отношениями: субъект подавляется средой; субъект изучает среду; субъект включается в среду; субъект врастает в среду; субъект преодолевает среду их классифицируют по следующим направлениям:

1) психоаналитическое направление, в теориях к-го субъект развивается подавляясь средой;

2) когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;

3) направление социализации: субъект развивается, включаясь в соц.среду и «усваивая» ее, т.е. социализируясь;

4) социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая во все более широкие слои и уровни социальной среды;

5) направление саморазвития, субъект развивается, осваивая социальную среду преодолевая ее.

В современной психологии все больше набирает вес системное направление, к-ое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне. Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточно: теория высшей нервной д-ти И.П.Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П.К.Анохина, теория динамической локализации психических ф-ций В.М.Бехтерева, А.Р.Лурии, теория Н.А.Бернштейна, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: