Общие методологические и специфические принципы психологии развития

Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои общие и специфические методологические принципы и методы. Методологические принципы развития психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность.

Методология психологии включает в себя три уровня: общенаучный уровень, психологический уровень и уровень эмпирический. Общенаучный уровень методологии определяет возникновение, развитие всех социальных явлений, образующих и характеризующих развитие личности в социальном взаимодействии в соответствии с диалектическими законами развития (закон единства и борьбы противоположностей, закон накопления количества и перехода явления на новый качественный уровень, закон отрицание отрицания).

Общими методологическими принципами психологии развития являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.

В психологии известны различные теоретические подходы, и каждая теория имеет собственные методологические принципы. Однако в психологии развития имеются универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.

- Принцип детерминизма утверждает, что любое социальное явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий. Однако надо понимать, что детерминация всегда не одномерна и включает множество условий, и бывает даже тех, о которых исследователь и не подозревает. Следовательно, при исследовании любого психического явления, необходимо тщательно отнестись к многообразию его детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность его.

- Принцип развития предполагает, что любое социальное явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, психическое и личностное развитие человека в процессе межличностного взаимодействия подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.

1) Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается. Неравномерность развития предполагает, что межличностное взаимодействие на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере.

2) Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы личности может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности.

3)Стадиальность личностного развития в процессе межличностного взаимодействия характеризует его таким образом, что оно есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе межличностного взаимодействия, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации (младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в социальном взаимодействии.

- Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например, статические и динамические характеристики развития личности во времена А.С.Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии, обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к своему историческому времени для этноса.

- Принцип системности в психологии развития утверждает, чтовсе понятия и суждения науки образуют сложную иерархическую систему. Любое психическое явление или личностное образование является структурным компонентом более сложного явления, и в свою очередь имеет свою структуру, каждый компонент которой также можно рассматривать как отдельное явление.

Предмет психологии развития является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих психическое и личностное развитие человека.

Частная методология – это система частных принципов, методических приемов, применяемых в конкретной области знаний Назовем несколько частных принципов:

- Принцип единства и относительной самостоятельности отдельных компонентов психического и личностного развития. Во-первых, в соответствии с этим принципом необходимо одновременно (в один срез) изучать показатели всех компонентов психического и личностного развития. Например, изучение отдельных показателей эмоционального, интеллектуального, волевого, нравственного компонентов личностного развития в разное время, нарушает принцип единства и искажает представления о реальной картине личностного развития отдельного человека. Во-вторых, в соответствии с этим принципом для изучения каждого компонента личностного развития существуют свои методы.

- Принцип единства диагностики и развития личности. Во-первых, в соответствии с этим принципом, изучая показатели психического или (и) личностного развития с помощью различных методов и методик, мы в большей или меньшей мере оказываем влияние на осознание личностью собственного развития, развиваем социально-психологическую перцепцию и рефлексию, и этим актуализируем в сознании личности изучаемые психические явления. Во- вторых, невозможно развивать личность, не изучая ее.

К третьему уровню методологии относятся методы изучения социально-психологических явлений, которые и определяются принципами более высоких уровней.

Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы (принцип детерминизма, генетический, историзма, системности) дополнить принципом единства сознания и деятельности, то психология развития будет иметь теоретическое направление, называемое деятельностным подходом.

Дополнив универсальные принципы специфическим принципом первичности бессознательного в психике, получим психоаналитическое направление. Аналогично существую принципы в бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии и других направлениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: