Россия - Беларусь: гражданство Союза

Решение многих проблем, возникающих в отношениях между республиками бывшего СССР, должно было взять на себя СНГ. К сожалению, это Содружество далеко не во всем оправдывает надежды и россиян, и граждан других стран. Чтобы интеграционные процессы имели более прочный фундамент, требуется добрая воля сторон. И пример Российской Федерации и Беларуси в этом отношении радует.

Первым радикальным шагом стал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. Следующее историческое событие - Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и Устав этого Союза от 23 мая 1997 г.

Значение этих документов огромно. В рамках нашей темы особо отметим, что Уставом Союза Беларуси и России установлено гражданство Союза. Каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Беларуси является одновременно гражданином Союза. Наличие у граждан обоих государств гражданства Союза не умаляет их прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства -члена Союза. Но наряду с этим граждане Союза наделяются правами и исполняют обязанности, которые связаны с гражданством Союза.

В частности, гражданин Союза имеет право: на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах обоих государств; на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства, к которому он принадлежит, со стороны дипломатического или консульского учреждения второго государства - члена Союза; на участие в управлении делами Союза; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства. Гражданин, постоянно проживающий на территории второго государства, имеет право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства. Надо также учесть, что целями Союза являются: в экономической области - создание равных условий и гарантий деятельности хозяйствующих субъектов, единого экономического пространства государств - участников Союза, а в социальной сфере - выработка единых подходов при исчислении размеров оплаты труда, пенсионного обеспечения, определении мер социальной защиты, обеспечении равных прав граждан государств -участников Союза в получении образования, медицинской помощи, в трудоустройстве и т. д.

Поэтому очень хотелось бы надеяться на светлые перспективы нового Союза, постепенное перерастание его в федеративное объединение обоих государств и упрочение их связей с другими соседями, с которыми столетиями Россия связана экономическими, этническими и просто человеческими узами.

* * *

В заключение отметим, что началась работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве. 19 сентября 1997 г. Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении закон, вносящий изменения и дополнения в закон о гражданстве. Останутся ли в тексте все включенные в законопроект предложения, сказать трудно; предстоят еще обсуждения и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и на уровне Президента РФ.

Некоторые положения законопроекта требуют обстоятельных размышлений. Например, предусматривается, что принадлежность лица к гражданству иностранного государства не является препятствием для его обращения о приобретении гражданства РФ. Значит, можно будет приобрести российское гражданство, не выходя из иностранного, в том числе и того государства, которое выступает против двойного гражданства.

Согласно одной из предлагаемых новелл, лица, имевшие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если они родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на дату рождения лица был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Казалось бы, все верно. Но рассмотрим ситуацию. Родители (русские) родились, выросли, создали семью, проживая в России. По производственной необходимости они вместе с детьми выехали на жительство в одну из республик бывшего СССР, где также родились дети. По новому закону эти дети не будут считаться состоящими в гражданстве РСФСР по рождению. Справедливо ли это?

Как и действующий закон, проект позволяет получить российское гражданство в порядке регистрации детям, у которых родители или дедушка с бабушкой - граждане РФ. Но вот обратного нет; а почему бы и родителям не предоставить право на регистрацию в российском гражданстве, если их дети - граждане РФ?

Как только закон будет окончательно принят и вступит в силу, мы расскажем читателям обо всех изменениях в регулировании российского гражданства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: