Упражнение 1. Визуализация

Визуализация может выполняться на заданном содержательном материале. Один из наиболее эмоционально действенных - художественные тексты с определенными индикативными возможностями. Количество текстов определяется I задачами, решаемыми на данном занятии.

Участникам предлагается прослушать записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов, г представить услышанное, обозначить те чувства и то настроение, которое "диктует" автор.

1. По длинной аллее молодых березок, по мокрому песку дорожки я шла в полусвете зари, затемненной тучками на севере, в конец сада, где была сиреневая беседка среди тополей и осин. Было так тихо, что было слышно редкое падение капель с нависших ветвей. Все дремало, наслаждаясь своей дремотой, только соловей томился своей сладкой песней. В каждой тени мне чудилась человеческая фигура, сердце у меня поминутно замирало, и я, наконец, вошла в темноту беседки, и на меня пахнуло ее теплотой, я была почти уверена, что кто-то тотчас же неслышно и крепко обнимет меня. Никого, однако, не было, и я стояла, дрожа от волнения вслушиваясь в мелкий, сонный лепет осин. Потом села на п скамью... Я еще чего-то ждала, порою быстро взглядывала и рак рассвета... И еще долгое близкое и неуловимое веяние чувствовалось вокруг меня, — то страшное и большое, что и или иной момент встречает всех нас на пороге жизни. Оно коснулось меня — и, может быть, сделало именно то, что ну было сделать: коснуться и уйти. Помню, что все те нежные и которые были в моей душе, вызвали, наконец, на мои глаза слезы Прислонясь к стволу сырого тополя, я ловила, как чье-то утешение, слабо возникающий и замирающий лепет листьев и бы) счастлива своими беззвучными слезами...

Я проследила весь сокровенный переход ночи в рассвет. Я видела, как сумрак стал бледнеть, как заалело белесое облачко на Севере, сквозившее сквозь вишенник в отдалении. Свежело, я укуталась в шаль, а в светлеющем просторе неба, который на глаз делался все больше и глубже, дрожала чистой яркой каплей Венер! Я кого-то любила, и любовь моя была во всем: в холоде и аромат утра, в свежести зеленого сада, в этой утренней звезде...

И. Бунин

2. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Нады­шавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, б(Н дро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно яс­но. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет ду­шистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша баг­ровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно выре­занные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему де­реву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь...

... А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

И. Бунин

Одно из эффективных средств визуализации — специально - добранные стихотворения, развивающие способность щ, мир в его многокрасочности, одушевленным, живым и Летным, эмоционально откликаться на эту красоту.

ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветер в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И. Тургенев

ГРОЗА ПРОМЧАЛАСЬ

Гроза промчалась низко над землею...

Я вышел в сад; затихло все кругом.

Вершины лип облиты мягкой мглою,

Обагрены живительным дождем.

А влажный ветер на листьях тихо дышит...

В тени густой летает тяжкий жук;

И, как лицо заснувших, томно пышет,

Пахучим паром пышет темный луг.

Какая ночь! Большие, золотые

Зажглися звезды... воздух свеж и чист;

Стекают с веток капли дождевые,

Как будто тихо плачет каждый лист.

И. Тургенев

Бледнеет ночь...

Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стеклах холоднее.

* * *

Еще усадьба спит...

В саду еще темно,

Недвижим тополь матово-зеленый,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный...

Уж близок день, прошел короткий сон —

И, в доме тишины не нарушая,

Неслышно выхожу из двери на балкон

И тихо светлого восхода ожидаю...

И Бунин

Приведенные стихотворные произведения можно использовать в целях не только визуализации, релаксации, но и обогащения чувств современного студента, введения его в мир новых переживаний, расширения его эмоциональной сферы. При этом можно спросить участников тренинга о том, какие чувства переживал каждый из них, слушая читаемые стихи, какие, по его мнению, чувства переживали другие члены группы, о чем они размышляют и что чувствуют сейчас.

Механизм воздействия "лечебного" чтения заключается в том, что оно, с одной стороны, восполняет недостаток собственных образов, представлений, переживаний, а с другой - направляет их мысли и чувства по новому руслу. Библиотерапия предоставляет исключительную возможность самого тонкого индивидуального подбора средств воздействия, заключенных в произведениях литературы, стимуляции процессов успокоения, удовольствия, наслаждения, высокой активности, общего развития личности.

Приведенный стихотворный материал может быть использован в разных вариациях, с иными инструкциями. Его можно "растягивать" на несколько занятий, добавляя новые вопросы и задания. Например: попробуйте нарисовать картины, возникшие в вашем воображении, и в рисунке определенными графическими или цветовыми средствами обозначьте свое настроение; подберите дома музыкальное сопровождение к особенно понравившимся стихотворениям.

Упражнение 2. ** Интерпретация

Проанализировав художественные тексты (см. Приложение с II, 6), участники занятия обмениваются собственной интерпретацией художественного описания эмоциональных состояний человека.

Одной из вариаций подобного упражнения может стать задание назвать свои переживания в процессе чтения художественного текста.

Упражнение 3 ** Цепочка эпитетов

Участникам занятия предлагается определить 10 основных Ьмоций, которые они переживают наиболее часто, после чего предлагается составить цепочку эпитетов, которыми можно (обозначить разные оттенки одного и того же эмоционального состояния. Например, радость всеблагая, захлестывающая, (Глубокая, стыдливая, беспечная, ошеломляющая, беззаботная, (безмятежная, ликующая, спокойная, тихая, тревожная, лучистая, одухотворяемая, пьянящая и т.д.

Печаль - сладкая, сладостная, светлая, стыдливая, кроткая, «безмолвная боль затаенной печали», восторженно-пьяная, "моя хрустальная печаль", глубоко-мучительная, жгучая, тягостная, томная, спокойная, ласковая и сладкая, злая, "тяжелые слезы печали", острая, томительная.

Упражнение 4.* Впечатления

В этом упражнении участники делятся своими впечатлениями об эмоциональных особенностях друг друга. Каждый перемещается по кругу, оказываясь лицом к лицу только с одним человеком, который получает таким образом информацию о восприятии его другими людьми.

По окончании упражнения он может, если захочет, отметить, кто понял его глубже и точнее других.

Упражнение 5* Дождик

Данное упражнение проводится с целью переживания состояния "свободного полета", легкости, снятия напряжения. Участникам тренинга предлагается представить, что оказались под легким, теплым, летним дождиком. Одни MOI "изображать" капли дождя, брызгать ими, другие — уклонятся от них или, наоборот, подставлять себя под дождик; yбeгать а от него или "вступать" с ним во взаимодействие, "разговаривать" с ним и т.д.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель. Расширение сознания (вербального обозначения внутренних состояний и их внешнего выражения и усилений внимания к чувствам.

Упражнение 1. * Разыгрывание ролей

Данное упражнение состоит в том, что участники играют] роли, позволяющие им выражать свои чувства, например роль учителя или матери (отца), подруги (друга) и т.д. Кроме того, возможно исполнение ролей абстрактного характера: радующегося или, наоборот, опечаленного человека; довольного недовольного; безразличного - интересующегося; обиженного, озадаченного, нежащегося, унылого, смущенного человека.

Упражнение 2. * Невербальная экспрессия

Участникам занятия предлагается передать во внешнем экспрессивном поведении (посредством мимики и пантомимики: улыбки, взгляда, жестов, позы, движения и т.д.) названные психологом чувства, например недовольства, отчаяния, испуга, страха, вины, смущения, а также сострадания, умиления, восхищения, нежности, ликования и т.д.

Упражнение, с одной стороны, стимулирует осознание многообразия способов внешнего выражения эмоций и чувств, а с другой - позволяет раскрыть собственные возможности в выражении чувств.

Поскольку язык тела не является единственным видом экспрессивного поведения, позволяющим выражать эмоции и изучать их, руководитель группы может предложить работу "с голосом". Первый вариант этого упражнения может включать прослушивание магнитофонной записи определенных текстов, по интонации которых нужно определить эмоцию или чувство. Второй вариант предполагает различные задания, выполняя которые участники произносят в различной эмоциольной тональности одну и ту же фразу (например, "Подойди сюда...", "Пойми меня...", "Не расстраивай ни меня, ни себя, "Успокойся...", "Не обижайся..." и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: