Выделяют особую форму воображения – мечту. Существует известное выражение:
«Человек без мечты как птица без крыльев», отражающее роль мечты в жизни человека.
Д. И. Писарев писал в связи с этим: «Если бы человек был совершенно лишен способно-
сти мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим
в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает склады-
ваться под его руками, – тогда я решительно не могу представить, какая побудительная при-
чина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные
работы в области искусства, науки и практической жизни...»21Что же такое мечта?
В «Психологическом словаре» (1983) она определена как «самостоятельное создание
новых образов; мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного» (с.
54). Здесь мечта понимается как психический процесс.
Понимание мечты как психического процесса создания образа объекта, удовлетворя-
ющего потребность, или процесса удовлетворения этой потребности довольно распростра-
|
|
нено в бытовом и даже научном сознании. Например, К. К. Платонов (1986) писал, что мечта
– это воображение, создающее образы желанного.
По сути, о том же писал и Б. И. Додонов (1976): мечта всегда проявляется в воображе-
нии, рождая образы желаемого будущего.
Однако понимание мечты как процесса формирования представления о чем-то, как
формы воображения не корректно. На это обратил внимание Н. Д. Левитов (1964). Нельзя
мечту назвать процессом, – писал он. Существует психическое состояние мечтательности,
продуктом которого является мечта. «Подобно тому, как понимание – результат мышления,
мечта – результат особо направленного творческого воображения» (с. 99). Соглашаясь с
основной мыслью Н. Д. Левитова (мечта – продукт воображения), все же, как мне предста-
вляется, лучше говорить не о мечтательности (это свойство личности), а о мечтании как
разновидности процесса воображения. Мечтание – это психическое действие, которое обо-
значается словами «размечтался», «люблю помечтать». Такое мечтание нередко переходит
в грезы, т. е. в нереальные воображаемые действия, поступки и их результаты (вспомним
Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского).
Мечта – это скорее желание, цель. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта
именно так и определяется: предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый,
воображаемый. В издании «Психология: Словарь» (1990) написано, что мечта – побудитель-
ная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсрочен-
ным. Отсюда следует, что мечта понимается как мотив (цель) не только в обыденном созна-
|
|
нии, но и в психологии. Можно, например, сказать: «Я мечтаю поехать в выходной к себе на
дачу», т. е. хочу, но не уверен, удастся ли это осуществить. При этом я вовсе не должен что-то
воображать или преобразовывать образ дачи; мне достаточно воспроизвести ее знакомый
образ в своем представлении. Поэтому обыденное употребление слова «мечта» чаще всего
не отражает процесс творческого воображения как преобразования действительности.
Так же и долгая мечта человечества освоить воздушное пространство, покорить кос-
мос была не чем иным, как желанием. Мечта – это мотивационный феномен, отражающий
отложенное на какое-то время желание человека, т. е. являющийся мотивационной установ-
кой, о чем я писал в одной из своих книг (Ильин Е. П., 2000). Недаром Б. И. Додонов писал
о мечте-плане.
21 Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли. Собр. соч. в 3 т. Л., 1952. Т. 2. С. 177.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»