Является ли мечта видом воображения?

Выделяют особую форму воображения – мечту. Существует известное выражение:

«Человек без мечты как птица без крыльев», отражающее роль мечты в жизни человека.

Д. И. Писарев писал в связи с этим: «Если бы человек был совершенно лишен способно-

сти мечтать… если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим

в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает склады-

ваться под его руками, – тогда я решительно не могу представить, какая побудительная при-

чина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные

работы в области искусства, науки и практической жизни...»21Что же такое мечта?

В «Психологическом словаре» (1983) она определена как «самостоятельное создание

новых образов; мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного» (с.

54). Здесь мечта понимается как психический процесс.

Понимание мечты как психического процесса создания образа объекта, удовлетворя-

ющего потребность, или процесса удовлетворения этой потребности довольно распростра-

нено в бытовом и даже научном сознании. Например, К. К. Платонов (1986) писал, что мечта

– это воображение, создающее образы желанного.

По сути, о том же писал и Б. И. Додонов (1976): мечта всегда проявляется в воображе-

нии, рождая образы желаемого будущего.

Однако понимание мечты как процесса формирования представления о чем-то, как

формы воображения не корректно. На это обратил внимание Н. Д. Левитов (1964). Нельзя

мечту назвать процессом, – писал он. Существует психическое состояние мечтательности,

продуктом которого является мечта. «Подобно тому, как понимание – результат мышления,

мечта – результат особо направленного творческого воображения» (с. 99). Соглашаясь с

основной мыслью Н. Д. Левитова (мечта – продукт воображения), все же, как мне предста-

вляется, лучше говорить не о мечтательности (это свойство личности), а о мечтании как

разновидности процесса воображения. Мечтание – это психическое действие, которое обо-

значается словами «размечтался», «люблю помечтать». Такое мечтание нередко переходит

в грезы, т. е. в нереальные воображаемые действия, поступки и их результаты (вспомним

Бальзаминова из пьесы А. Н. Островского).

Мечта – это скорее желание, цель. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мечта

именно так и определяется: предмет желаний, стремлений, мысленно представляемый,

воображаемый. В издании «Психология: Словарь» (1990) написано, что мечта – побудитель-

ная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсрочен-

ным. Отсюда следует, что мечта понимается как мотив (цель) не только в обыденном созна-

нии, но и в психологии. Можно, например, сказать: «Я мечтаю поехать в выходной к себе на

дачу», т. е. хочу, но не уверен, удастся ли это осуществить. При этом я вовсе не должен что-то

воображать или преобразовывать образ дачи; мне достаточно воспроизвести ее знакомый

образ в своем представлении. Поэтому обыденное употребление слова «мечта» чаще всего

не отражает процесс творческого воображения как преобразования действительности.

Так же и долгая мечта человечества освоить воздушное пространство, покорить кос-

мос была не чем иным, как желанием. Мечта – это мотивационный феномен, отражающий

отложенное на какое-то время желание человека, т. е. являющийся мотивационной установ-

кой, о чем я писал в одной из своих книг (Ильин Е. П., 2000). Недаром Б. И. Додонов писал

о мечте-плане.

21 Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли. Собр. соч. в 3 т. Л., 1952. Т. 2. С. 177.

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: