Приемы воображения

Преобразования действительности в воображении осуществляется с помощью различ-

ных приемов: комбинирования, акцентуирования, типизации и др.

Комбинирование представляет собой сочетание уже полученных в опыте образов, их

элементов в новых, необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а

подбор определенных образов, их элементов в соответствии с идеей творца и их перемеще-

ние и перегруппировка. Частным случаем комбинирования является агглютинация (склеи-

вание), т. е. соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов. При-

мером этого являются аллегорические фигуры: кентавр, сфинкс и другие фантастические

персонажи.

Акцентуирование (заострение) – это подчеркивание черт. Часто оно достигается

путем изменения пропорций. Этим приемом пользуются карикатуристы: воспроизводя ори-

гинал, художник утрирует те или иные характерные для него черты. Изменение (увеличение

или уменьшение) размеров используется и при изображении героев былин и сказок (бога-

тыри для подчеркивания их силы изображаются великанами, т. е. используется прием гипер-

болизации).

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и

придание конкретному образу специфического обобщенного значения. Одни несуществен-

ные черты опускаются, другие упрощаются, и в результате получается что-то общее, как,

например, изображаются пришельцы из других миров – гуманоиды.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между

ними.

Одухотворение – «оживление» образов и явлений природы.

Инверсия – перевоплощение в противоположность.

Сгущение – концентрация образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: