Основная задача курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов-журналистов системное понимание закономерностей психологических процессов, лежащих в основе важнейших феноменов индивидуального творчества и массовой коммуникации. Общий замысел предусматривает такой аспект адаптации теоретического и эмпирического материала, при котором данный курс мог бы стать своего рода психологическим обеспечением профессиональной подготовки журналиста к работе в стрессогенных условиях современных масс-медиа.
В системе дисциплин профессиональной подготовки курс «Психология журналистики», интегрируя подходы фундаментальных и специальных наук, разрабатывает систему психологических приемов и методов решения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений.
Предмет: Психологический итог XX века. Глобализация общества и идентичность личности. Вечные проблемы новой журналистики. Профессиональное мышление, общение и поведение в условиях социально-политической антиномии. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Творчество в процессе коммуницирования: интерпретация и порождение сообщений, психологическая защита от информационного давления. Массовая коммуникация как личностная проблема. Коммуникативистика и медиапсихология.
|
|
Основу методического подхода составляет параллельное рассмотрение высших психических функций человека и психологических процессов современной массовой коммуникации, объективирующихся в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR.
2.Антиномичность как итог 20 века и главный ориентир журналиста.
Антиномия – это противоречие между двумя суждениями, каждое из которых в равной степени обосновано как истинное. И. Кант обосновал, что антиномичность лежит в основе структуры разума. Однако антиномичность может быть не только свойством разума, но и свойством человеческого бытия.
Переходный период (смута) характеризуется отсутствием у общества в целом и у отдельных групп населения механизмов противостояния процессам деградации. Культура, оказавшись в разорванном информационном пространстве, в поле политических антиномий не может адекватно ответить на интервенцию чуждых ей смыслов. Елена Пронина, автор учебника по психологии журналистского творчества, считает главным психологическим итогом ХХ века антиномичность и общественной жизни, и мироощущения масс. Иными словами, раскол общества, который проявляется в яростных спорах между «правыми» и «левыми», «либералами» и «консерваторами» и т.п. парами противников.
В этом вопросе нужно рассказать о том, что в журналистских материалах всегда есть два суждения, в равной степени важные, и журналист предоставляет возможность аудитории самой выбрать наиболее близкий ответ. Главное – основываться на расшифровку термина «антиномия».