Причины, условия и предпосылки, влияющие на развитие искусства юриспруденции – техники юриспруденции, юридической технологии, кроются как в самой природе права, так и во внешней среде. В праве есть такие понятия как добросовестность, справедливость, злоупотребление правом, доминирующим положением, и др. Однако все они разбросаны по законодательству как некие нравственные требования, некие пожелания, не связаны между собой, не образуют единого целого. Эту проблему и призвана разрешить новая правовая концепция, имеющая своим основанием иные сущностные отношения.
Древние Римляне хорошо познали природу права, ибо постигли его дух. Они фактически и создали, сотворили право, воплотив этот дух в действительность, не отрывали друг от друга, а сохранили триединство (священную троицу): право, правосудие и справедливости, дополнив их понятием добросовестности и честности. Без этих институтов и принципов – критериев они не представляли себе своего «modus vivendi» – образа жизни: изложив их в своих максимах – универсалиях:
|
|
– bona, bonum, bonorum;
– do ut des, do ut facim;
– socius, honores, patres;
– cives, civitas, civitatis;
– quista non movere.
Эту позицию, как главную предпосылку они сразу же изложили в первом же абзаце Дигест: “Iuri operam daturum prius nosse oportet, unde nomen iuris descendat. Est autem a iustitia appellatum: nam, ut eleganter Celsus definit, ius est ars boni et aequi” [10].
«Творящий право должен, прежде всего, знать, откуда берет начало название юрист. Оно апеллирует к правосудию, ибо по прекрасному определению Цельса, право есть искусство добра и справедливости».
При этом они осознавали, что умственный автоматизм мира животных, связан с инстинктами выживания, в том числе и продолжения рода – произрождения себе подобных зверей, птиц, насекомых и т.п. У человека же, природа совсем «иная», и сведение любви к произрождению, творчества – к присвоению, производству и обмену, жизни – до материально обеспеченного существования, – низводит человека до уровня животного, стремящемуся к удовлетворению своих «звериных страстей», к «коллективному бессознательному: «хлеба и зрелищ».
Человеческие отношения: любовь, дружба, товарищество, уважение, доверие и достоинство возвышает человека до уровня бытия, где человек приобретает способность взаимодействия с духовно-нравственными началами, и тогда жизнь человека, его семьи и общества обретает смысл, проникается гармонией и наполняется счастьем, т.е. человек становиться причастным благодати Божией и преображается по подобию Божьему, становясь истинно Свободным.
Они также ясно понимали, что благородное решение проблемы, стоящей перед человеком выражается в «самообладании», и прежде всего именно на духовно-нравственном уровне, которое мы сегодня именуем: здравый рассудок, здравомыслие, здравый ум, разумное поведение и т.п.
|
|
Но они, также были твердо убеждены, что человек сам, должен подняться до этого уровня «духовно-нравственного» бытия, этого самообладания, и сделать это Свободно, без всякого внешнего внутреннего принуждения. Ведь граждане (cives) это лица (persona), общающиеся друг с другом не как «производственные единицы», а как личности, ответственные за свои действия, за свою судьбу, за овладение искусством управления своими мыслями и чувствами, словами и делами.
Истинное решение нельзя принять механически или по инерции, то же касается и справедливости, как образа жизни.
ПАРАДИГМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в ионийской философии Анаксимандра, Платона, Аристотеля и Демокрита, её продолжатели в эпоху становления Греческих Полисов. В эпоху Христианства – Плотин. Эта парадигма в средние века в трудах Фомы Аквинского, в новое время (XV-XVIII века), нашла отражение в теориях Ньютона, Декарта, Лейбница. Впоследствии в учениях немецких философов Канта, Фихте, Гегеля. В последние века Шопенгауер, Ницше. Её последними выразителями стали Эйнштейн, Постмодернисты, К. Поппер, для которых истина – абстрактное понятие, всегда относительна, а научные данные только тогда истинны, если они опровержимы фальсифицируемы). Для этой парадигмы крайним допущением является определенность Времени. Сущность этой парадигмы Разделение и Неравенство. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ЗАКОНЫ 1. Все связано, зависимо, подчинено – иерархия:высшее/низшее, большее/меньшее и т.д. (количественные отношения, математические уравнения и формулы). Энергия притяжения, линейная динамика и т.д. 2. Формальная и символическая логика: причинно-следственные связи, детерминизм (изменчивость) и эволюционизм, исключение третьего (или/или), боязнь противоречий (омонимия) и их недопустимость. Способ «познания»: исследование, наблюдение и эксперимент: доказательство (аргумент- довод и факты), подтверждение или опровержение. 3. Случайность (невозможность предвидеть) или необходимость:разделение материального и идеального,единственное реальное «бытие» заключено в явлении – феномене. Для этой парадигмы:характерно обыденное – идеологизированное (догма) или религиозно – мифологическое (миф, догма) сознание, разделение разума и чувств, ибо иного не дано: - верю, ибо знаю; - знаю, ибо Верю. | ПАРАДИГМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в италийской философии, её родоначальником считают Пифагора. Его последователем и развивающим его идеи можно считать Эпикура. Эта парадигма в эпоху раннего Христианства нашла отражение в идее Православия (Ортодоксии). В Европе в Средние века в учениях Боэция, Петра Абеляра, Уильяма Оккама,, в эпоху Возрождения воплотилась в личностях Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, в эпоху Нового времени Шеллинг, Фейербах, Маркс, Фром. В науке в последнее столетие эта парадигма нашла воплощение в теории Бора, Гейзенберга, Планка, а также является современной парадигмой имеющей огромный творческий потенциал. Эта парадигма утверждает: Истина всегда Конкретна) Для этой парадигмы неопределенно пространство и время, оно как бы сжимается. Сущность этой парадигмы Единство и Равновесие. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ПРИНЦИПЫ 1. Всё взаимосвязано, взаимозависимо – равенство и равновесие:отсутствие высшего/низшего как количественного отношения, замена его качественным соотношением – уважением: достоинства и достатка, синергии, торсии. 2. Диалектическая, системная и концептуальная логика:динамическое равновесие, изменчивость в развитии, революция сознания, принцип скачка (в сознании), дополнение третьим,выявление, обострение иразрешение противоречия.Способ познания: откровение -постижение и признание Истины. Факты и аргументы подтверждаются Жизнью. 3. Потенциальная возможность (возможность предвидеть) и необходимость:единство материального и идеального,проектирование и моделирование ситуаций.Реальное бытие – ноумен/этимомен /концепт. Для этой парадигмы:характерно научное – мировоззренческое или религиозное (канон, писание)сознание, единства разума и чувства, ума и сердца: рождение рассудка и мышления, как путь к мудрости. - знаю/ведаю, ибо Верую; - Верую, ибо не сомневаюсь; - Знаю, ибо сомневаюсь. |
В ПАРАДИГМЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: Материя –объективная реальность (действительное), данная нам в ощущениях (органами чувств) Сознание–свойство высокоорганизованной материи, способной воспринимать (apperceptio) объективную реальность через ощущения: процесс (cogito), а также субъективная реальность, полученная в восприятии через данные объективные ощущения: результат – познание (cognitio). Дух – субъект –объектная потенциальная Сила (мощь), вскрывающая Смысл и постигающая Истину Бытия – Материи: ясно и точно – конкретно. 1. Осознание – действие высокоорганизованной материи – Человека, спообность с помощью восприятия (апперцепции), через ощущение (перцепцию) определять положение во времени, пространстве, по кругу лиц (окружающих людей) и предметов (вещей) – познание Ложного. 2. Познание –действие Человека: его мозга и интуиции (intuitio - броска мысли) – шестого чувства, как способность и результат откровения смысла: отделения ложного от Истины и Фикции. Цель – поиск истины, Результат – откровение и Признание Фикции. 3. Постижение –результат творения (действия) Человека мудрого (sapiensi) – Истинного по природе Богочеловека, способного достичь состояния «просветления» – Фаворского света – познание Истины Бытия всего Сущего и пойти по пути Преображения Себя и Окружающего мира. |
ДИКОСТЬ Потребление и присвоение | ВАРВАРСТВО завладение и накопление | ЦИВИЛИЗАЦИЯ Производство - обмен | КУЛЬТУРА знание / умение | ПРЕОБРАЖЕНИЕ творчество и созидание |
Вещь/ Предмет | Образ /идея | Идеат – научный Предмет | Идеал - осознанный предмет | Дух – постигнутая энергия/синергия – Истина |
Цель/ польза (utilita) | Средства (instrumentia)/ процедура, стандарт | Способ - механизм/ процесс, техника | Метод / методология творение – operatio, операция | Принцип / основные начала, искусство –технология |
Слово / термин, черты, очертания | Понятие / свойства, характер, характеристика | Категория /признак критерий | Феномен (явление)/ ноумен (бытие) | Концепт -зачатие этимон- происхождение |
Форма / Формула | Содержание / структура, ипостась | Сущность - substantio, essentio конструкция/ архитектура | Смысл/ мысль subsistentio, intentio система/ архитектоника | Квинтэссенция - пять сущностей, энергий структурирование |
Ум – ноус, не осознанное чувство | Разум – ratio, френос, отделен от чувства | Рассудок- intellectio (ratio + intuitio) разум и 6-е чувство | Мышление/cogito -сознание и cognitio - познание | Мудрость - sapiensi – ведение, знание |
Умозаключение | Суждение - kritika | Рассуждение - критерий | Осмысление – оценка | Постижение – признание |
|
|
|
|
[1] Лингвистика – (лат. lingva – язык) наука о языке, языкознание.
[2] Когнитивистика, от латинского cognatio – познание, сознание, и эвристика – творчество.
[3] Эмотивный, от emotio – чувства, – чувственный, душевный и эмоциональный, отклик души.
[4] Народ – (лат. natio – нация).
[5] Лексема – (гр. Lexis – слово, выражение), единица языка, слово во всей (сущностной) совокупности его лексических (смысловых) значений неразрывно связана с контекстом и аспектом лексической система (языковой), отсюда и лексика (гр. Lexikos – относящийся к слову) – совокупность (связь) слов, словарный состав языка, характерный для определенного варианта речи, стилистики языковых форм.
[6] Семантика – (гр. semantikos – обозначающий) – один из разделов семиотики, изучающий знаковые системы как средства выражения смысла.
[7] Семиотика – (гр. semeion – знак, признак) – семиология, наука исследующая способы передачи информации, знаков, знаковых систем в человеческом обществе, природе или в самом человеке.
[8] См. Алексеев С.С. Частное право: научно-публицистический очерк. М.; Статут, 1999. - С. 23-27.
[9] Парадигма по Т.Куну, это некая утвердившаяся в науке система знаний, теорий, научных идей, фактов и взглядов, которые лежат в основе общепризнанной картины мира.
[10] Дигесты Юстициниана. – М.: Статут, 2008. Т.1. – С. 87.