Органы государственной власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных принципах:
формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующим органом власти;
территориальная организация властных структур;
законность в деятельности органов государственной власти;
употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским;
самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.
Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через государственные органы. Государственный орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.
|
|
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы.
Под структурой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществлять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.
Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных советов и т.п. органов на уровне сельских и городских районов (схема №2).
Схема №2.
В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами (схема №3).
|
|
Схема № 3.
Прошедшая реформа Правительства привела к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (схема № 4,5,6).
Схема № 4
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам | |
· Министерство обороны Российской Федерации: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральное агентство специального строительства. | · Министерство юстиции Российской Федерации: Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная регистрационная служба; Федеральная служба судебных приставов; Федеральное Агентство кадастра объектов недвижимости. |
· Министерство внутренних дел Российской Федерации - Федеральная миграционная служба. | · Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
· Министерство иностранных дел Российской Федерации | · Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) |
· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) | · Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) |
· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) | · Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) |
· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) | · Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) |
Схема № 5
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. | |
· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Федеральное медико-биологическое агентство; Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи | · Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации: Федеральное архивное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. |
· Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию. | · Министерство природных ресурсов Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию. |
· Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: Федеральное агентство по промышленности; Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; Федеральное агентство по энергетике. | · Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: Федеральное агентство по государственным резервам; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами |
· Министерство транспорта Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство геодезии и картографии; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта | · Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору |
· Министерство финансов Российской Федерации: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба). | · Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации: Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство связи. |
· Министерство регионального развития Российской Федерации: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству |
Схема 6
|
|
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации: | |
· Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи; | · Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству; |
· Федеральная антимонопольная служба; | · Федеральная аэронавигационная служба; |
· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; | · Федеральная служба государственной статистики; |
· Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия; | · Федеральная таможенная служба; |
· Федеральная служба по тарифам; | · Федеральная служба по финансовому мониторингу; |
· Федеральная служба по финансовым рынкам; | · Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; |
· Федеральное агентство по атомной энергии; | · Федеральное космическое агентство; |
· Федеральная служба по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; | · Федеральное агентство по туризму; |
· Федеральное агентство по физической культуре |
Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
|
|
Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды (схема 7).
Схема № 7.
Таким образом, современное Российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель государства — реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.
В системе государственных институтов Российского государства особенно важная роль принадлежит Вооруженным Силам. На всем протяжении отечественной истории они достойно выполняют задачи по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Родины, являются школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.