К оценке интеллекта

В век так называемого «информационного общества» главной ценностью человека и ресурсом всего государства может стать интеллектуальный и творческий потенциал как отдельного человека, так и общества в целом. На наш взгляд, исследования в этой области являются приоритетными даже с точки зрения независимости любого государства. Остановимся на некоторых аспектах проблемы интеллекта и творчества.

«Количественным подходом» к измерению интеллекта является тестирование на коэффициент интеллекта (IQ), этот этап в исследовании интеллекта начался примерно сто лет назад и связан с именами Гальтона, Кэттелла, Бине, Штерна, Спирмена, Векслера и др. [9, 21]. Однако в тестах интеллекта почти не отражается индивидуальная специфика интеллектуальной деятельности, связанная с различием в способах познания окружающего мира и особенностями творческих качеств у разных людей. Наверное, подход, учитывающий последнее, можно назвать «качественным», так как результаты, полученные в его рамках, выразить числом, вероятно, сложнее. В то же время знание «качественной» стороны не менее важно и с точки зрения развития человека и движения его по пути самопознания и самореализации, и
с точки зрения улучшения взаимопонимания с другими людьми и повышения эффективности профессиональной деятельности и общения. Признание равноценности всех стилей мышления – важнейшая отличительная черта «качественного» подхода. У любого из этих стилей есть сильные и слабые стороны, но сами по себе они не могут быть проранжированы от «лучшего» к «худшему». Стили мышления не зависят от уровня развития интеллекта в диапазоне интеллектуальной «нормы».

Креативность (иногда этот термин заменяют на «творческость») – способность к творчеству. Авторы учебного пособия «Психология науки» [1] пишут: «Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового». индивидуальный разброс в проявлении творческих способностей отмечают и другие авторы [10, 21, 25], поэтому в последнее время от представления о творческих способностях как просто о максимальном выражении способностей в психологии стали отказываться. Из этого всего следует, что проявления креативности могут быть самыми различными, а различие в масштабах проявления позволяет считать творческой личностью как лауреата Нобелевской премии, так и обычного специалиста в той или иной сфере деятельности, если только в ней присутствует нечто новое, причем общественно-полезное.

В психологической литературе часто синонимами считаются термины «творческое мышление» и «продуктивное мышление». Последнее означает мышление, отличающееся не только новизной получающегося результата, но и нетривиальным способом его достижения. Способ мышления является «репродуктивным», когда используются готовые схемы применительно к новым условиям и объектам. Как пишет Д.Б. Богоявленская [4], не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне – механизму, а по результату – продукту (созданию нового). Этим страдает и вышеприведенная цитата. Заметим, что такое определение творчества по его феноменологии приводит к тому, что понятие «творческий» становится применимо почти
к любому процессу деятельности, поэтому, к сожалению, оно перестает быть информативным. Понимание природы творческих способностей и создание единой теории творчества несомненно придаст данному термину более конкретное значение. Однако в настоящее время, несмотря на огромный практический и теоретический опыт в области психологии творчества, ученые еще достаточно далеки от создания подобной теории. При этом разные концепции творчества свидетельствуют о том, что творческие способности не сводятся просто к сумме способностей, в результате чего и возникла необходимость в использовании понятия «креативность».

Для оценки «качественной» стороны интеллекта в недалеком прошлом в психологии появилось и понятие «стиль мышления» или «познавательный» стиль [11, 18, 21, 22].

Существует несколько толкований этого понятия, которые складывались по мере развития «стилевого подхода» [21, 22]. Например,
в 50–60-х гг. XX века в ходе исследования индивидуально-специфических свойств интеллекта американскими психологами было введено понятие «когнитивные стили», под которыми подразумевались индивидуальные различия в способах переработки и особенностях восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации. В настоящее время понятие «когнитивный стиль» расширяется за счет появления новых стилевых понятий и фактически отождествляется с индивидуальными различиями в психической деятельности. Остановимся на некоторых свойствах этого феномена.

Стиль мышления – открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей
и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться уже в детском возрасте и развиваются в течение всей жизни человека. Стиль мышления – это пополняющаяся все время система, которая обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Причем, как отмечает М.А. Холодная [22], успех сохраняет выработанные стратегии, навыки и схемы мышления, подтверждает их ценность. Интересно, что в начале развития стилевого подхода стилевые характеристики рассматривались отдельно от конвергентных способностей, креативности, обучаемости, и тем более, личностных свойств, а в настоящее время стили мышления рассматриваются как связующее звено между интеллектуальными и личностными свойствами, причем с отражением в поведенческих характеристиках.

Остановимся на определении, данном в одной из приведенных работ М.А. Холодной [21]: познавательный стиль – это индивидуальная специфика интеллектуальной деятельности, связанная с индивидуальными различиями в интеллектуальной активности, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности. А.А. Алексеев и Л.А. Громова под стилем мышления понимают открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотиваций до характерологических свойств) [2]. Можно отметить, что стиль отражает не то, что человек делает и к какому результату он приходит с точки зрения успешности, а то, как он делает это что-то.

Особенностью «качественного» подхода является то, что ни одному из стилей не приписывается положения «лучшего», нет «умных» или «глупых» стилей, «хороших» или «плохих», все стили равноценны, одинаково хороши. Стиль не зависит от коэффициента интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: