Структура двигательной деятельности

Цель   Задачи Мотив   Планирование Исполнительская часть Результат Оценка

  Создание условий   Выбор двигательного действия Выполнение намеченных действий
      Определение способа выполнения    

Прежде всего, ребенок должен овладеть самим двигательным действием, с помощью которого решается задача. По отношению к дошкольникам речь идет о выполнении основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, подлезания и лазания). Именно на этих движениях строятся подвижные игры и их выполнение связано с преодолением препятствий в жизненных ситуациях. Обучение движениям включает усвоение технических приемов, выработанных человечеством, которые исключают отрицательное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата и содействуют достижению успешности в решении стоящих двигательных задач. В связи с тем, что двигательная деятельность осуществляется каждый раз в изменяющихся условиях, то важно, чтобы двигательный опыт дошкольника содержал умение выполнять одно и то же движение разными способами и было сформировано понимание связи способа действия с условиями решения двигательной задачи.

Невозможно раскрыть детям удачный способ действия в каждой конкретной ситуации, но для развития самостоятельности в решении двигательных задач есть другой путь – вооружить дошкольников общими правилами выполнения и использования движений, которыми они смогут руководствоваться в двигательной деятельности. Например, если ребенок будет знать, что когда нужно перемещаться тихо, неслышно, то двигаться необходимо на передней части стопы, что при ходьбе, что при беге, что при прыжках. Следует определить, познание какого достоинства и недостатка того или иного способа выполнения двигательного действия доступно детям определенного возраста.

Деятельность всегда целенаправленна. Поэтому при овладении умением выполнять физическое упражнение перед ребенком ставится конкретное задание – «перепрыгни ручей», «забрось мешочек на мат» и т.д. Цель при овладении новым движением выдвигается взрослым, первоначальная ситуация его использования также определяется педагогом. В старшем дошкольном возрасте целевые установки могут исходить и от самих детей, важно обеспечить условия развития у ребенка целеполагания.

Выполнение движения связано с получением результата, удачность которого зависит не только от технических приемов выполнения движения, но обеспечивается правильным выбором самого двигательного действия. Препятствие можно перешагнуть, перепрыгнуть, подлезть под него, обойти его. Выбор движения определяется условиями применения и возможностями выполняющего. Следует найти подходящий рациональный способ выполнения выбранного двигательного действия. С младшего дошкольного возраста в процессе обучения следует подвести к самостоятельному выбору действия, который связан с умением выделить существенный параметр сложившихся обстоятельств (высота препятствия для подлезания – натянут шнур, стоит дуга, стул, поднята палка и т.д.; ширина пространства в прыжках), установлением причинно-следственных связей между способом выполнения движения и быстротой действия, способом и возможным результатом. Выбор способа действия связан с анализом не только внешних условий, но и с учетом индивидуальных особенностей, физического «Я» ребенка (роста, веса, уровня развития ловкости, быстроты, силы и т.д.). Для удачного выбора способа действия необходима активизация всех психических процессов.

Нужна оценка полученного результата. Если при решении двигательной задачи получен отрицательный результат, то должна быть внесена коррекция в действия. В двигательной деятельности нередко результат наглядно оформлен, что значительно облегчает детям оценку выполнения. Следует различать оценку полученного результата и оценку выполнения движения. Оценка результата должна соответствовать всегда стоящей задаче (попал – не попал, задел – не задел и т.п.), а оценка выполнения не всегда производится по достижению цели, контроль вклинивается в процесс действий и связан с хорошим выполнением одних элементов и фиксацией ошибок при выполнении других (мягко приземлился, но не перепрыгнул, слабо оттолкнулся; или, наоборот, энергично оттолкнулся, перепрыгнул, но приземлился жестко). Дошкольники при соответствующем обучении могут дать объективную оценку, как конечному результату, так и оценку выполнения отдельных элементов двигательного действия. В формировании объективной самооценки полученного результата значимую роль играет создание условий для включения показаний различных анализаторов, на которые ребенок сможет опереться при оценке. Этот фактор создает основу для развития самооценки уже в младшем дошкольном возрасте.

Чем устойчивее интерес к двигательной деятельности, тем выше у детей стремление к получению положительного результата. Побудительными причинами к двигательной деятельности могут служить: интерес к действиям с новым инвентарем, пособиями; удовлетворение биологической потребности в движениях; эмоциональное удовольствие от действий; желание испытать мышечные напряжения; стремление научиться лучше выполнять физические упражнения, достигнуть высоких результатов; возможность утвердиться в коллективе, поднять свой авторитет среди сверстников; проявление послушания; игровые мотивы (как сделал бы Мишутка, а Михаил Иванович; перебрось Мишке строительный материал через речку и т.д.); желание в общении; потребность в совместных играх с товарищами и др. Эти побуждения могут быть осознаваемыми и неосознанными.

Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. Они представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известной последовательности, строятся по определенному плану. Дошкольники способны сначала действовать по плану, обозначенному педагогом, запомнить его пункты и в дальнейшем руководствоваться предложенной последовательностью первоначально при выполнении изолированного движения, а потом намечать план действия в двигательной деятельности: сначала создать условия, затем выбрать движение и способ его выполнения, приготовиться к выполнению, а затем уже действовать и посмотреть, что получилось.

Создание условий для двигательной деятельности предполагает отбор и размещение нужных пособий. При отборе ребенку необходимо не только знать пособия по названию, но выделять различные параметры пособий (у гимнастических скамеек ширину, длину, устойчивость; мячи различать по величине, весу, фактуре, упругости и др.). Изменение одного параметра пособия приводит к вариативному выполнению конкретного движения, облегчает или затрудняет его осуществление. Пособия, как правило, располагаются по кругу, по краям площадки, в середине, в линейку или в установленной форме (городки). Это требует развитие у детей пространственных ориентировок. Пособия используются в разном количестве, поэтому в двигательной деятельности широко используются математические знания: счет количественный и порядковый, различение и называние геометрических форм (дом располагается в квадрате, в круге, овале и т.д.), приемы наложения, приложения, измерение расстояний условными мерками.

Динамичное участие детей в двигательной деятельности содействует развитию функции равновесия, координации движений, физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы).

Двигательная деятельность дошкольников чаще всего является совместным взаимодействием со взрослым или сверстниками. Это взаимодействие требует соблюдения норм поведения: действовать от определенного места, выполнять действие по сигналу, соблюдать очередность выполнения, не сталкиваться при выполнении движений и т.д. Если дети руководствуются познанными правилами, то деятельность развивается, повышается интерес к достижению результата у каждого участника. В противном случае наблюдается чаще всего выход отдельных детей из игры или наблюдается неудовлетворение игрой, а может и сама игра прекратить своё существование.

Экспериментальная работа позволила выяснить, какими структурными компонентами двигательной деятельности могут овладеть младшие дошкольники, и в каком объеме (см. выводы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: