Познание младшими дошкольниками различных параметров физических упражнений при овладении техникой выполнения

Выполнение физических упражнений характеризуется передачей различных основных параметров: устойчивость положения, направление действий (вперед, назад, вверх, вниз, в стороны), которое определяется по отношению к лицевой плоскости выполняющего. При этом отмечается разная координация движений: могут двигаться одни части тела (поднимание рук), так и разные (поднимание рук и ног из положения лежа на спине). При этом части тела могут двигаться одновременно, поочередно и последовательно; однонаправленно и разнонаправленно. Требуется использование разной координации: согласование работы одной частью тела (рук или ног) или разных частей тела (рук, ног, туловища), причем движения могут быть одноименными (вперед правую руку и правую ногу), а могут быть перекрестными.

Выделяется напряженность действий различными частями тела в определенные моменты выполнения (резкость и плавность движений; кратковре-менность и продолжительность напряжения; статичность и динамичность усилий). Важнейшими параметрами физических упражнений являются амплитуда, размах движений той или иной частью тела; темп выполнения, скорость перемещения; траектория.

В ходе выполнения физических упражнений может происходить сознательное усвоение этих параметров и их значимости для достижения нужного результата или через многократные повторения путем дрессуры. При использовании двигательных действий для решения двигательных задач в раз-личных условиях возникает необходимость к изменению того или иного параметра выполнения, а для этого следует прежде всего сознательно овладевать различными параметрами, их значимостью, преимуществами в определенной ситуации при осуществлении движений.

В зависимости от использования физических упражнений у человека развиваются двигательные способности, физические качества: быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость, координация, функция равновесия.

По данным исследователей в младшем дошкольном возрасте обуславливаются благоприятные условия для развития гибкости (В.П.Урицкая), формирования одновременной и однонаправленной координации (Г.П.Лескова), следует создавать базу для развития быстроты ответной реакции (Н.А.Ноткина). Относительно большая голова затрудняет сохранение равновесия при выполнении физических упражнений, поэтому для качественного их выполнения используется устойчивая стойка – ноги расставлены - для увеличения площади опоры.

Развитие остальных физических качеств носит сопутствующий характер. Младшие дошкольники не обладают целенаправленным проявлением воли, поэтому почувствовав усталость они прекращают выполнение. В младшем возрасте предпочтение отдается освоению двигательными действиями, а воспитание физических качеств уходит на второй план (Т.И.Осокина).

Для усвоения младшими дошкольниками различных параметров движений при реализации разработанной нами программы мы отошли от традуктивного метода обучения, который используется при обучении физическим упражнениям в дошкольных учреждениях. Каждое разучиваемое движение преподносится как совершенно новое движение, поэтому объясняются и по-казываются все составные элементы от начала и до конца. При этом не уста-навливается значимость того или иного элемента в структуре двигательного действия, не рассматривается связь этого движения с предшествующими, не определяются правила осуществления разучиваемых элементов. Реализуя разработанную программу обучения физическим упражнениям мы включили индуктивный и дедуктивный методы познания, на которых строятся ма-тематика, грамматика и др. предметы школьных дисциплин. При разучивании физических упражнений выделяли значимость того или иного элемента в структуре двигательного действия, тогда как в традиционной методике детям показывается выполнение этого элемента и совсем не раскрывается, почему нужно выполнить именно данным образом. Например, при бросании большого мяча нами подчеркивалось, что мяч большой, чтобы его дальше бросить, надо самому встать прочно, устойчиво. Как нужно поставить для этого ноги? А до этого через эксперимент «Тонкая и толстая березка в сильный ветер» довели до сознания ребенка влияние различной постановки ног (ноги сомкнуты и ноги расставлены) на сохранение равновесия. Вывели правило: ноги расставлены – стоять устойчиво, прочно; ноги вместе, сомкнуты – положение шаткое). Эти знания переносили на выполнение общеразвивающих упражнений, бросания большого мяча, прыжков, причем, приучали не только расставлять ноги, но и делать между ними ровную дорожку для совпадения направления взмаха руками и толчка ногами, влияющего на дальность полета. Это понятие пока не выделяли, так как дети при выполнении физических упражнений учились управлять пока работой одной главной частью тела (в прыжках – ногами, в бросании - руками, в общеразвивающих упражнениях - руками и ногами). Для образного восприятия параллельного положения ног использовали картонную полоску шириной 8 – 10 см., которую для себя ребенок клал на пол, а педагог предлагал поставить ноги вплотную к ней. После 2-х занятий просили по памяти показать, какая ровная дорожка была между ногами. В дальнейшем эта полоска использовалась для индивидуальной работы. Параллельная постановка ступней ног в результате многократного использования становится для них привычной и в дальнейшем не придется детей переучивать. Многоразовое обращение к этим знаниям содействовало пониманию, при каких условиях используется названная стойка.

В исходном положении при выполнении основных движений главная часть тела находится в согнутом положении: для выполнения прыжка – ноги полусогнуты; для бросания предметов – руки или рука полусогнуты, чтобы за счет выпрямления осуществить резкий толчок ногами или руками и достигнуть дальность результата. У младших дошкольников тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, поэтому такое положение рук и ног для них является характерным, что не благоприятно влияет на воспитание правильной осанки. Побуждение к энергичному отталкиванию содействует уравновешиванию тонуса мышц сгибателей и разгибателей.

Мягкость действий при беге, прыжках обеспечивается приземлением на подушечки, на переднюю часть стопы. Сначала дети усваивали способ вы-полнения легкого, бесшумного перемещения в беге («не разбуди маму», «пробеги тихо, чтобы не потревожить медведя» и т.д.), а затем это умение использовали при выполнении подпрыгиваний на месте на двух ногах (спря-тались зайцы за кустик, чуть-чуть присели, подпрыгнули, посмотрели нет ли волка, тихо снова спрятались). Подвели детей к правилу – чтобы получилось тихо, надо опускаться на переднюю часть стопы. В дальнейшем побуждали детей к использованию этого правила при прыжках через шнур, ленту, палку и других физических упражнениях, при этом не нужны были ни показ, ни объяснения, а достаточно было только обращение к двигательному опыту детей – «На что нужно опуститься, чтобы получилось тихо?»

Амплитуда движений раскрывалась детям через установление связи ве-личины конечности и размахом действий. Для этого использовались кон-трастные по величине однородные объекты: идут папа – сынок; Михаил Иванович – Мишутка; летают голубь – воробей и т.д. Подобным приемом устанавливалась связь между величиной конечности и темпом выполнения.

Познание скорости движения, ускорения, замедления связывалось с по-требностью быстрого приближения к выбранному объекту («Успей на трам-вай», «Кто быстрее к флажку») или удаления от ловишки. Подводили к пра-вилу – быстрее пробежишь, если будешь отталкиваться передней частью стопы, а не всей стопой. Это обеспечивало легкость бега в ситуации погони.

Общеразвивающие упражнения не носят прикладной характер, они отно-сятся к аналитическим движениям и играют важную роль в качестве «школы управления движениями» (Г.П.Лескова), широко используются в качестве подготовительных и подводящих упражнений в процессе обучения разнооб-разным физическим упражнениям, для развития гибкости, для достижения пропорционального развития различных мышечных групп. Но эта миссия может быть выполнена только при их точном осуществлении.

Однако, характеризуя требования к выполнению общеразвивающих упражнений в младшем дошкольном возрасте, Г.П.Лескова отмечает: «При наклонах вниз ноги могут быть согнуты в коленях, при поднимании рук вверх, отведении их в стороны слегка согнуты в локтях и т.п. Амплитуда движения рук, как правило, ограничивается самим ребенком. Каждый делает это в меру своих сил. Направление движения отдельных частей тела примерное, неточное». (, с. 33). Такое выполнение общеразвивающих упражнений не решает ни одну из задач их применения.

Наша работа свидетельствует о том, что при использовании имитации детям становятся понятными правила выполнения общеразвивающих упражнений, взятая на себя предложенная роль побуждает к следованию выдвинутым требованиям (качели железные, они не сгибаются; полочка должна быть ровная, чтобы ваза с нее не упала и т.д.). Анатомо-физиологические особенности младших дошкольников благоприятствуют точному выполнению ряда общеразвивающих упражнений. Так для правильного выполнения наклона вперед, не сгибая колен, к положительным факторам можно отнести: относительно большая голова содействует растяжению мышц спины, относительно короткие ноги облегчают увеличению амплитуды наклона, в этом возрасте отмечается хорошая эластичность мышц. Чем старше становится ребенок, тем эти преимущества сглаживаются. Но есть и отрицательный фактор, влияющий на выполнение – тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, поэтому для натяжения мышц приходится прикладывать ребенку силовые усилия. Игровые приемы помогают вызвать у ребенка нужные мышечные напряжения, что способствует и развитию силы мышечных групп. Игровой образ помог организовать выполнение наклона вперед, не сгибая колен, с хорошей, постепенно увеличивающейся амплитудой. Из положения сидя на полу, ноги расставлены предлагали детям прижать ноги к полу, прочно приклеить их к полу, хлопнуть по коленям, надавить на колени, чтобы приклеились к полу. Обеспечив понимание сути выполнения задания, в последующем предлагали положить большой мяч к пяткам, а ноги приклеены к полу (расстояние между ногами уменьшается и увеличивается амплитуда наклона), а затем на базе этого же положения ног требовалось достать пальцами рук до носков ног. Правильное выполнение наклона вперед осуществлялось и из положения стоя.

Использование имитации и игровых приемов позволило сформировать умение точно передавать направление движений руками (вперед, назад, вверх, вниз, в стороны) сначала на уровне простой ориентировки, а затем на уровне предэталона.

В программе выстроили последовательность решения обучающих задач и подбор общеразвивающих упражнений для их решения. Первоначально формировали умение управлять работой каждой частью тела изолированно, применяя одновременные и однонаправленные движения руками, ногами в разных направлениях. Затем включили одновременные, но разнонаправлен-ные движения руками. Следующей ступенькой было использование сочетаний одновременных и последовательных действий (кубики вперед, спрятали один кубик за спину, спрятали и другой; показали один кубик, показали и другой, спрятали кубики за спину). Выполнение этой группы физических упражнений содействовало формированию различной координации управления движениями.

В процессе обучения при знакомстве с новым движением стремились привлечь двигательный опыт и знания детей к познанию структуры двига-тельного действия, выделяли те элементы, значимость которых дети узнали при выполнении других физических упражнений. А так как новых элементов в структуре нового движения всего 1-2, то не составляло труда сосредоточить внимание детей именно на их выполнении.

Чтобы дети могли отличать друг от друга похожие движения, недостаточно четкого словесного их обозначения. Мы уделили внимание выделению су-щественного признака каждого из них. Так младшие дошкольники не особо различают наклон и приседание. Почувствовав, что одно четкое название не обеспечивает их различение, прибегли к выделению существенного признака каждого из них в сравнении, обратив внимание на положение ног в коленях (приседание – ноги в коленях согнуты; наклон – ноги в коленях выпрямлены, не сгибаются). Достаточно было выделения характерного признака для того, чтобы дети могли по названию правильно осуществить нужное движение.

Подобным образом действовали для различения двух физических упраж-нений: положи мешочек в корзину и забрось мешочек в корзину (положить – надо подойти к корзине, забрось – подходить нельзя, следует действовать от обозначенного места).

При знакомстве с техникой выполнения бросания стремились сразу же раскрыть общие положения, правила, характерные для выполнения всей этой группы физических упражнений. Младшие дошкольники пользуются перекрестной координацией в ходьбе и беге, но она складывается в результате потребности в сохранении равновесия при перемещении в пространстве. Сознательное управление движениями рук и ног при этом отсутствует. Иное дело при овладении исходным положением для бросания любых маленьких предметов одной рукой. Так как бросок может выполняться одной и другой рукой, то положение ног носит изменчивый характер, оно не стабильно, но принцип расположения рук и ног сохраняется. Чтобы включить бросание одной рукой и в дальнейшем не пришлось бы переучивать детей, возникла необходимость познакомить с правилами принятия исходного положения. Для этого использовали приемы, опирающиеся на тактильные ощущения. Предметы для бросания лежат перед ребенком. Взять в руку один предмет, опустить руку вдоль туловища, похлопать предметом по ноге и эту ногу отставить назад. Какой бы рукой ребенок не взял предмет (а его необходимо приучать бросать и правой и левой рукой – одной и другой) названные действия являются ориентиром для принятия правильного исходного положения с использованием перекрестной координации и способствуют организации самоконтроля за правильностью подготовки к броску.

Результативность выполнения двигательного действия и решения двигательных задач во многом зависит от исходного положения. Поэтому фиксировали внимание детей на соблюдении плана выполнения любого физического упражнения, состоящего всего из 2-х пунктов: приготовился – действуй (бросай, прыгай), выполняй общеразвивающие упражнения. Исследование Т.Э.Токаевой ()показало, что действиям в соответствии с планом при выполнении физических упражнений можно сформировать в среднем до-школьном возрасте. Для привлечения внимания детей к структурным эле-ментам двигательного действия, запоминанию последовательности действий она использовала прием «волшебные ступеньки», через которые дети знакомились с развернутым планом действий. Мы в своей работе использовали только общий план выполнения двигательных действий.

Наша работа показала, что к решению этой задачи можно приступить с младшего дошкольного возраста, но план действий должен быть представлен в укороченном виде. К малышам приходит понимание о действиях по плану, но оно становится руководством к поведению чаще только в специально созданных условиях, а в игровых ситуациях, когда внимание переключается на сюжет и теряется сосредоточенность на выполнении самого движения, дети нуждаются хотя бы в косвенном напоминании о необходимости предварительно подготовиться, а затем уже действовать. Это связано с тем, что не сложился еще автоматизм действия при выполнении, а держать в поле зрения под контролем несколько объектов (действия по сигналу, достижение результата, правильность выполнения) для ребенка трудно.

Подводя итог, следует отметить, что содержание разработанной про-граммы усвоено детьми полностью. Использованные приемы работы позволили младшим дошкольникам познать значимость отдельных элементов в структуре ряда двигательных действий, установить возможность их использования (перемещения на передней части стопы, стойка – ноги расставлены). Правильно выбранные образы для имитации помогли детям научиться выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с требованиями к точности осуществления, что дало возможность педагогу использовать их с разным назначением и благоприятно влиять на развитие гибкости, координации движений.

Выделив существенный признак схожих движений, удалось добиться четкого восприятия задания к выполнению по словесной инструкции на основе сформированных представлений.

Дети 4-го года жизни научились самостоятельно организовывать собственное поведение при выполнении движений, руководствуясь усвоенным планом, предложенным педагогом.

Дети приобрели знания об общих положениях, правилах принятия правильного исходного положения при бросании любых маленьких предметов одной рукой.

Все это свидетельствует о том, что сложилась база для формирования у детей умений выбирать целесообразный способ выполнения движения с учетом условий осуществления двигательного действия.

Младшие дошкольники способны различать и ориентироваться в основных направлениях движений и передавать их в своих двигательных действиях по словесным указаниям.

Проведенный мониторинг в конце учебного года свидетельствовал, что целенаправленная работа позволила сформировать самостоятельность в правильном здоровье сберегающем выполнении циклических видов движений (ходьбы, бега, мягких подпрыгиваний), которыми ребенок широко пользуется для решения двигательных задач в специально-созданных условиях, в игровых ситуациях с подсказывающей обстановкой, включая и условия погони. При осуществлении этих движений в житейской ситуации, сопровождающемся действиями в более весомой обуви и одежде, нуждаются в напоминании.

Дети четвертого года жизни принимают выдвинутую педагогом двигательную задачу, сосредотачиваются на её решении и могут дать объективную оценку полученному результату, если контроль за выполнением базируется на ощущениях.

Вызывает одобрение интерес, желание детей действовать в соответствии с установками педагога, внимательное отношение к его словесным рекомендациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: