Глава 11. Играть де­бют как по но­там, мит­тель­ш­пиль как по вол­шеб­с­т­ву и эн­д­ш­пиль как ав­то­мат

СТАДИИ ИГРЫ

Играть де­бют как по но­там, мит­тель­ш­пиль как по вол­шеб­с­т­ву и эн­д­ш­пиль как ав­то­мат.

Ру­дольф Шпиль­ман

Первая фра­за зна­ме­ни­той ре­чи Ав­ра­ама Лин­коль­на «О раз­де­лен­ном до­ме» слу­жит за­ме­ча­тель­ным на­по­ми­на­ни­ем о не­об­хо­ди­мос­ти пла­ни­ро­ва­ния на ос­но­ве дол­гос­роч­ных це­лей. Он ска­зал: «Если бы мы сна­ча­ла уз­на­ли, где мы на­хо­дим­ся и ку­да стре­мим­ся, то мог­ли бы ре­шить, что де­лать и как это­го дос­тичь». Пла­ни­ро­ва­ние бу­ду­ще­го и ин­но­ва­ции дол­ж­ны иметь проч­ную ос­но­ву в нас­то­ящем. Это един­с­т­вен­ный спо­соб по­нять, «ку­да мы стре­мим­ся». Нуж­но раз­ви­вать свое уме­ние ви­деть об­щий ход со­бы­тий и вы­яв­лять раз­лич­ные тен­ден­ции.

За сто­ле­тия бы­ло раз­ра­бо­та­но мно­жес­т­во те­орий, уп­ро­ща­ющих по­ни­ма­ние шах­мат для на­чи­на­ющих. Од­ной из са­мых фун­да­мен­таль­ных ока­за­лась идея раз­де­ле­ния иг­ры на три ста­дии: де­бют, мит­тель­ш­пиль и эн­д­ш­пиль. Нет чет­ко­го кри­те­рия, поз­во­ля­юще­го оп­ре­де­лить, где за­кан­чи­ва­ет­ся од­на ста­дия и на­чи­на­ет­ся дру­гая, но каж­дая из них не­сом­нен­но име­ет свои осо­бен­нос­ти и круг проб­лем, при ре­ше­нии ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­фи­чес­кие прин­ци­пы и пра­ви­ла.

Дебют

Шахматная борь­ба в ка­кой-то сте­пе­ни срод­ни во­ен­ным дей­с­т­ви­ям, в ко­то­рых, как из­вес­т­но, мно­гое ре­ша­ет не толь­ко тех­ни­чес­кая вы­уч­ка и ос­на­щен­ность вой­с­ка, но и уме­ние

полководцев пре­ду­га­дать кон­ту­ры пред­с­то­яще­го боя и в со­от­вет­с­т­вии с этим пра­виль­но рас­по­ло­жить вой­с­ка, вов­ре­мя и в на­илуч­шей пос­ле­до­ва­тель­нос­ти вво­дить в бой свои си­лы. По­это­му каж­дый шах­ма­тист дол­жен, ес­ли он хо­чет до­бить­ся ус­пе­ха, знать ос­нов­ные прин­ци­пы иг­ры в де­бю­те.

В на­чаль­ной ста­дии иг­ры про­ис­хо­дит раз­вер­ты­ва­ние бо­евых по­ряд­ков. Пеш­ки оп­ре­де­ля­ют кон­ту­ры об­щей струк­ту­ры по­зи­ции, фи­гу­ры вы­хо­дят из-под их прик­ры­тия и за­ни­ма­ют уг­ро­жа­ющее или обо­ро­ни­тель­ное по­ло­же­ние.

Обычно де­бют­ная ста­дия счи­та­ет­ся за­вер­шен­ной, ког­да в ре­зуль­та­те ро­ки­ров­ки ко­роль пря­чет­ся в бо­лее на­деж­ное мес­то и все фи­гу­ры по­ки­да­ют ис­ход­ные по­ля. Но де­бют оз­на­ча­ет неч­то го­раз­до боль­шее, чем прос­то мо­би­ли­за­ция сил. Он оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер даль­ней­шей борь­бы и пре­дос­тав­ля­ет пер­вую (и на­илуч­шую) воз­мож­ность нап­ра­вить ее по то­му рус­лу, ко­то­рое боль­ше под­хо­дит вам, чем ва­ше­му со­пер­ни­ку. Сле­ду­ет от­ли­чать де­бют как об­щее наз­ва­ние ста­дии иг­ры от кон­к­рет­ных де­бю­тов как та­ко­вых: ис­пан­с­кая пар­тия, си­ци­ли­ан­с­кая за­щи­та, ан­г­лий­с­кое на­ча­ло и т.д. Здесь тер­мин «де­бют» ис­поль­зу­ет­ся для обоз­на­че­ния той или иной пос­ле­до­ва­тель­нос­ти хо­дов, на­чи­на­ющих шах­мат­ную пар­тию. Обыч­но они име­ют наз­ва­ния та­кие, как упо­мя­ну­тые вы­ше «ва­ри­ант Зай­це­ва» и «ва­ри­ант Дра­ко­на». Наз­ва­ние обыч­но про­ис­хо­дит от стра­ны или го­ро­да, где дан­ная сис­те­ма бы­ла ис­пы­та­на впер­вые, а так­же от ав­то­ра (как, нап­ри­мер, «ва­ри­ант Зай­це­ва») или да­же об­ра­за воз­ни­ка­ющей по­зи­ции (как «ва­ри­ант Дра­ко­на», наз­ван­ный так по­то­му, что пе­шеч­ная струк­ту­ра в нем на­по­ми­на­ет рас­по­ло­же­ние звезд в соз­вез­дии Дра­ко­на). Наз­ва­ния де­бю­тов сос­тав­ля­ют зна­чи­тель­ную часть сок­ро­вен­но­го шах­мат­но­го жар­го­на, поз­во­ля­юще­го нам об­суж­дать та­кие су­гу­бо про­фес­си­ональ­ные ма­те­рии, как «ата­ка Мар­шал­ла», «ста­ро­ин­дий­с­кая за­щи­та» и т.д.

Изучению и за­по­ми­на­нию раз­но­об­раз­ных ва­ри­ан­тов сво­их лю­би­мых де­бю­тов шах­ма­тис­ты пос­вя­ща­ют дол­гие ча­сы.

Но оши­боч­но по­ла­гать, что вам не нуж­но ду­мать са­мос­то­ятель­но, ес­ли вы зна­ете, как сыг­рал зна­ме­ни­тый грос­смей­с­тер в точ­но та­кой же по­зи­ции в 1962 го­ду. Ко­неч­но, мож­но прос­то сле­до­вать по сто­пам бо­лее силь­ных шах­ма­тис­тов, и ес­ли ва­ша па­мять луч­ше, чем у со­пер­ни­ка, то он ра­но или поз­д­но собь­ет­ся с кур­са и до­пус­тит ошиб­ку.

Задолго до то­го, как стать мас­те­ром, шах­ма­тист по­ни­ма­ет, что ме­ха­ни­чес­кое за­по­ми­на­ние, да­же при от­лич­ной па­мя­ти, от­нюдь не рав­но­цен­но по­ни­ма­нию. Он дос­ти­га­ет кон­ца се­рии за­учен­ных хо­дов и ос­та­ет­ся без пос­то­рон­ней под­дер­ж­ки в по­зи­ции, ко­то­рую он на са­мом де­ле не по­ни­ма­ет. Не зная, по­че­му бы­ли сде­ла­ны все эти хо­ды, он поч­ти не име­ет пред­с­тав­ле­ния о про­дол­же­нии иг­ры в тот не­из­беж­ный мо­мент, ког­да ее раз­ви­тие вы­хо­дит за рам­ки вы­зуб­рен­но­го ма­те­ри­ала.

В июне 2005 го­да я про­вел в Нью-Йор­ке спе­ци­аль­ный тре­ни­ро­воч­ный се­анс с груп­пой ве­ду­щих юных аме­ри­кан­с­ких шах­ма­тис­тов. Я поп­ро­сил каж­до­го из них при­нес­ти для кри­ти­чес­ко­го раз­бо­ра за­пи­си двух сво­их пар­тий - вы­иг­ран­ной и про­иг­ран­ной. Один та­лан­т­ли­вый две­над­ца­ти­лет­ний под­рос­ток на­чал быс­т­ро пе­рес­тав­лять фи­гу­ры, вос­п­ро­из­во­дя ос­т­рую де­бют­ную ста­дию сво­ей про­иг­ран­ной пар­тии: ему не тер­пе­лось по­ка­зать, где он ошиб­ся. Я ос­та­но­вил его и спро­сил, по­че­му он прод­ви­нул впе­ред од­ну из пе­шек. Его от­вет ме­ня не уди­вил: «Так сыг­рал Валь­ехо!» Ко­неч­но, я знал, что ис­пан­с­кий грос­смей­с­тер не­дав­но при­ме­нил это про­дол­же­ние, но ес­ли под­рос­ток не по­ни­мал его ло­ги­чес­ко­го обос­но­ва­ния, то он уже на­ры­вал­ся на неп­ри­ят­нос­ти.

Этот слу­чай на­пом­нил мне о мо­их соб­с­т­вен­ных за­ня­ти­ях трид­ца­ти­лет­ней дав­нос­ти в шко­ле Бот­вин­ни­ка. Учи­тель не раз уко­рял ме­ня в та­ком же гре­хе. Он нас­та­ивал на том, что мы дол­ж­ны по­ни­мать смысл каж­до­го де­бют­но­го хо­да. Бот­вин­ник при­зы­вал сво­их уче­ни­ков сом­не­вать­ся во всем, вклю­чая хо­ды луч­ших шах­ма­тис­тов. Ча­ще все­го мы об­на­ру­жи­вали за хо­да­ми грос­смей­с­те­ров глу­бо­кие идеи, но по­рой на­хо­ди­ли и воз­мож­нос­ти улуч­ше­ний.

Зубрежка де­бют­ных ва­ри­ан­тов без их по­ни­ма­ния всег­да пре­пят­с­т­ву­ет раз­ви­тию шах­ма­тис­та. Иное де­ло, ког­да на за­по­ми­на­ние по­ла­га­ет­ся шах­ма­тист вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции: он уже зна­ет мо­ти­ви­ров­ку каж­до­го хо­да.

Цель де­бю­та - не прос­то прой­ти его без по­терь, но и под­го­то­вить сце­ну для бла­гоп­ри­ят­но­го мит­тель­ш­пи­ля. В на­чаль­ной ста­дии зак­ла­ды­ва­ют­ся ос­но­вы стра­те­гии всей иг­ры. Под­го­тов­ка к пар­тии тре­бу­ет не толь­ко ана­ли­за соб­с­т­вен­ных дей­с­т­вий, но и изу­че­ния сти­ля и пред­поч­те­ний со­пер­ни­ка. Ка­кие де­бю­ты он обыч­но ра­зыг­ры­ва­ет? Что про­ис­хо­ди­ло в ва­ших пос­лед­них по­един­ках? Ка­кие ти­пы по­зи­ций не­до­люб­ли­ва­ет со­пер­ник? Вы­бор ка­ких де­бю­тов мо­жет при­вес­ти к этим по­зи­ци­ям? Пе­ред серь­ез­ным ана­ли­зом не­об­хо­ди­мо при­нять труд­ное ре­ше­ние о ра­зум­ном ог­ра­ни­че­нии ко­ли­чес­т­ва де­бют­ных ва­ри­ан­тов, так как нель­зя объ­ять не­объ­ят­ное. Мы дол­ж­ны на­учить­ся рас­став­лять при­ори­те­ты.

Благодаря сов­ре­мен­ным ком­пь­ютер­ным ба­зам дан­ных вы мо­же­те ис­сле­до­вать всю шах­мат­ную карь­еру со­пер­ни­ка, вы­яв­ляя его сла­бос­ти, пред­поч­те­ния и про­бе­лы в де­бют­ном ре­пер­ту­аре. А по­том вы встре­ча­етесь за дос­кой с че­ло­ве­ком, ко­то­рый про­де­лал все то же са­мое с ва­шим пос­луж­ным спис­ком.

Когда шах­ма­тист ста­но­вит­ся грос­смей­с­те­ром, боль­шую часть сво­ей под­го­тов­ки он пос­вя­ща­ет ра­бо­те имен­но над де­бю­том, ибо это един­с­т­вен­ная ста­дия, в ко­то­рой есть воз­мож­ность най­ти эф­фек­тив­ную но­вин­ку. Вы мо­же­те об­на­ру­жить неч­то та­кое, о чем еще ник­то не зна­ет. И хо­тя с каж­дым го­дом сек­тор по­ис­ка су­жа­ет­ся, ос­та­ет­ся до­воль­но об­шир­ная не­ис­сле­до­ван­ная тер­ри­то­рия. Вы мо­же­те в до­маш­ней ти­ши ис­кать ло­вуш­ки и но­вые идеи, что­бы по­том са­дить­ся за дос­ку с го­то­вы­ми ре­ше­ни­ями, не­ожи­дан­ны­ми для ва­ших со­пер­ни­ков. По­это­му де­бют­ная под­го­тов­ка тре­бу­ет не толь­ко усердия и усид­чи­вос­ти при ос­во­ении те­ории, но и не­ус­тан­ных по­ис­ков.

Шахматист во мно­гом по­хож на изоб­ре­та­те­ля, ра­бо­та­юще­го в сво­ей ла­бо­ра­то­рии над соз­да­ни­ем но­вых ус­т­ройств и прис­по­соб­ле­ний. В XIX ве­ке бы­ло мно­го изоб­ре­та­те­лей-эн­ту­зи­ас­тов, ко­то­рые пос­те­пен­но прев­ра­ти­лись в вы­ми­ра­ющий вид. Из-за ог­ром­но­го чис­ла пре­це­ден­тов и объ­ема под­го­то­ви­тель­ной ра­бо­ты все труд­нее ис­поль­зо­вать эле­мент вне­зап­нос­ти, но в слу­чае уда­чи он ока­зы­ва­ет бо­лее мощ­ное воз­дей­с­т­вие.

Поиск пре­це­ден­тов от­ни­ма­ет нем­но­го вре­ме­ни и уси­лий - го­раз­до боль­ше тру­да тре­бу­ет­ся для ос­мыс­ле­ния этих пре­це­ден­тов и усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния сво­его сти­ля.

Когда боль­шая ком­па­ния прис­ту­па­ет к раз­ра­бот­ке но­во­го то­ва­ра, ей пред­с­то­ит ог­ром­ный объ­ем под­го­то­ви­тель­ной ра­бо­ты. Сна­ча­ла про­во­дит­ся ис­сле­до­ва­ние, оп­ре­де­ля­ющее це­ле­со­об­раз­ность но­вов­ве­де­ния. Ка­кую ры­ноч­ную ни­шу дол­жен за­нять но­вый то­вар? Дос­та­точ­но ли хо­ро­шо на­ла­же­ны про­из­вод­с­т­вен­ные ли­нии для пе­ре­хо­да на вы­пуск но­во­го то­ва­ра? Че­го хо­тят пот­ре­би­те­ли? Ка­кие но­вые ка­чес­т­ва им пон­ра­вят­ся в то­ва­рах, уже име­ющих­ся на рын­ке? Тес­ти­ро­ва­ние фо­кус-групп в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях те­перь счи­та­ет­ся со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мым во всех об­лас­тях пот­реб­ле­ния, от про­дук­тов пи­та­ния до ки­но­филь­мов. Ес­ли це­ле­вой ауди­то­рии не нра­вит­ся кон­цов­ка гол­ли­вуд­с­ко­го сце­на­рия, ее за­ме­ня­ют бо­лее при­ем­ле­мым ва­ри­ан­том.

Предварительная ра­бо­та и изу­че­ние бу­ду­ще­го по­ля боя не­об­хо­ди­мы для то­го, что­бы в пол­ной ме­ре ис­поль­зо­вать как на­ши силь­ные сто­ро­ны, так и сла­бос­ти оп­по­нен­та.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: