Опросные методы и специфика их использования при работе с детьми

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, про никнуть в психологию человека, однако требует специальной подго товки, обучения и, как правило, больших затрат времени на про ведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос — разновидность устного или письменного оп роса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных от ветов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса. По характеру взаимосвязи исследователя и респондента различают очные и заочные методы. К очным относятся беседа и интервью, к заочным – анкетирование, опрос по почте, опрос через средства массовой информации. По частоте проведения выделяют одноразовые и многоразовые опросы. По степени формализации стандартизированные и нестандартизированные. Специфическим видом опроса является опрос экспертов. Экспертный опрос может быть как анонимным, так и открытым. Экспертный опрос может быть проведен и в форме интервью.

Беседа и интервью – неотъемлемые методы в работе как с детьми и подростками, так и со взрослыми, непосредственно включенными в жизнь детей, – родителями, педагогами, администрацией образовательных учреждений. Работа с детьми имеет определенную специфику и является более сложным делом, чем со взрослыми. Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять адекватную позицию. 1) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт с ним; 2) психолог должен принимать ребенка таким, какой он есть; 3) своим отношением психолог должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства; 4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все понимает. В зависимости от целей исследования вербально-коммуникативные методы могут иметь разное содержание. Так, на первых этапах работы, когда необходимо получить представление об особенностях ребенка и установить характер его проблем, работа обычно проводится по типу диагностического интервью: выяснение интересов и склонностей ребенка, его положения в семье, отношения к родителям, братьям, сестрам, к школе и одноклассникам. В частности, директивный подход используется обычно для получения фактической информации о предметах: о любимых играх, книгах. Так же, можно использовать в работе с детьми открытые и закрытые вопросы. Рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер, поэтому в беседе с ними нужно соблюдать условия конфиденциальности. Если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-либо из рассказанного ребенком его родителям и учителям, следует обязательно получить на это согласие ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: