Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции.
Предмет - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет
изучения. В процессе разв науки ист пс.выделялось три осн определения ее предмета:душа, сознание, поведение. Пс как наука о душе объясняла ее как причину всего, т. е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: объект изучения, и объяснительный принцип. С появлением нового предмета изучения - поведения – был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или деятельностью. Наиб.востреб. методы ист пс:1)теоретич.реконструкция,2) изуч-е научных школ,3) изуч-е архивных материалов, 4) интервью, 5) анализ научных ссылок, 6) биографич. и автобиографич. методы и др. Задачи истории психологии. 1)изучить закономерности развития знаний о психике. 2)раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. 3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества. 4)изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.История психологии является не только познавательной наукой – она имеет практическое значение: не просто «собирает знания», а заставляет их «работать» в различных сферах жизнедеятельности человека. Значение истории психологии проявляется на следующих уровнях – мировоззренческом, личностном, общенаучном, психологическом.
|
|
Периодизация истории психологии.
Первый подход основан на критерии научного статуса.1этап-философский период развя пс (нач от античности и длится до 70-х гг. XIX в.) 2этап период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х гг. XIX в. до наст времени). Рубежом между периодами является 1879 г. — год основания немец физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге Лаборатории экспер.психологии. Это событие стало ключевым, так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез — эксперимент. Психология вышла из «лона» философии и начала развиваться самостоятельно.
Второй подход, предложенный А. Н. Ждан(1997), более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии. В этом подходе выделялись три периода.
|
|
1.психология как наука о душе, античность- нач Нов.времени (XVII в.).Душа- материальная, идеальная,божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. свойства души: познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат: разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, представления, воображение, аффект, воля, характер.
2.психология как наука о сознании; он связан с именем Репе Декарта (нач.Нового времени-XVII -нач XX в.Сознание- мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат: интуиция, рефлекс, биологич. и духовные потребности, бессознательное, психическое развитие, перцепция и апперцепция, законы ассоциации, время реакции, пороги ощущений, психология, психофизика, психофизиология, одаренность и ее наследование, кривая забывания.
3.психология как наука о поведении, он связан с развитием бихевиоризма и с именем Джона Уотсона (начало-конец XX в.). Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и математический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим терминам добавились такие, как условный и безусловный рефлексы, подкрепление, респондентное и оперантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения.