Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений

Недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии

Однако на деле недоразвитие высших психических функций оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом.

То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».

Возможно выделить основные категории аномальных детей:

  с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  с нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы (умственно отсталые);
  с тяжелыми речевыми нарушениями (дети-логопаты);
  с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
  с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  с выраженными психопатическими формами поведения.

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся.

Задача обучения -- постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития.

Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития

Причем, «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка

В зависимости от характера нарушения

  одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп умственно отсталые, а также дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата),
  другие лишь сглаживаться,
  а некоторые только компенсироваться.

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют (1) особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также (2) различные формы педагогической работы с ним.

Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями)

Другой ребенок относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами

Другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: