Французская школа психологии (Т. Рибо., Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбовакс, Ш. Блондель)

Исследованиями психики на основе привлечения данных психиатрии Значительный интерес большой группы франц ученых к проблемам содержания и структуры личности закономерно привел их к мысли о важности исследования роли культуры и соц среды в процессе становления психики. Одним из центральных стал вопрос о соотношении сознат.и бессознат.в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношения друг с другом. Интерес к социальным факторам, влияющим на содержание психики, к бессознательным установкам, воздействующим на поведение человека, позволил объединить разные психологические сообщества, как это произошло во французской науке на рубеже XIX-XX вв.Парижскую школу возглавлял Ж.Шарко (1825-1893), который после окончания медицинского факультета Парижского университета более 30 лет проработал в одной из центральных неврологических больниц. Однако основателем французской школы психологии по праву считается другой выдающийся ученый, Т. Рибо (1839-1916).Моторная (моторно-эмоц-ая) теория внимания.непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоц состояний, ассоциированных с объектом внимания. Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека: исследовал св-ва внимания, хар-ра,памяти нескольких поколений одной семьи. Установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизв.внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, пост. возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетв.внимание -«умственный моноидеизм», сопровож.естеств.(при непроизв.внимании) или искусств.(при произв внимании) приспособлением индивида. Внимание-определ.психофизиологич. сочетание, для кот.как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Дюркгейм о социальной обсуловленности челов. сознания: чем примитивнее общ-ва, тем более сходны между соостовляющими их индивиды. Разнообразие тем значительнее, чем более развиты индивидуал.типы,чем дальше мы углубляемся в историю, тем однорость становиться больше; с другой стороны, чем ближе к наивысшим соц. типам тем более развито разделение труда. У человека вместо инстинктов-сознание.В человеке 2 сущ-ва: индивид-ое (совокупность ощущений, чувств.опыта, деят-сть) и социальное (сознание-как усвоение обществ.опыта). Элементы общ.сознания-коллективные представления (безличны, устойчивы,оказывают принудительное воздействие. Сознание изменялось вместе с развитием общ-ва. Когда появилось разделение труда, к сознан. стали предъявл. новые требования - нужно выбрать свое место в новой сис-ме=>сознание индивидуализируется. Первобытное с.-коллект. представления. Позже к ним прибавились индивид. представл. Леви-Брюль: у первобытных людей нет представлений и душе.Они заменяются эмоц. представлениями о сопричастностях кот, “сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь в ясное сознание подлинной единой индивидуальности”. Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей соц.гр, с животными или растениями, являющиеся его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты не парализуют друг друга, поскольку, для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятий. По мере развития человечества происходило усложнение и детализация этого дихотомического видения природы человека, а сохранившиеся в обычаях и мифах партиципации выкристаллизовывались в представления о множественности души. Ш. Блондель стремился соединить идеи Э. Дюркгейма о коллективных представлениях и о соц.детерминации поведения человека с иррационалистической трактовкой интеллекта А. Бергсоном. Пытаясь выявить специфику психич.жизни, Б. различал в структуре психики "чисто психологическое", индивид., и противостоящие ему другие сферы чел.духовной жизни, выражающие влияние соц, надличностного. "Чисто психологическое"-совокупность норм. Или патологич (разрушающих качества личности) психических связей; последние, по Б., являются источником психических болезней. Известность получили исследования Б. по соц.Пс. эмоций. М. Гальбовак с на материале памяти, Ш. Блондель применительно к. аффективно – волевой сфере утверждали социальный характер всей. психики человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: