ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Психологический возраст личности
Если зрелость индивида, соматическая или половая, определяется биологическими критериями, а паспортный возраст – количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.
Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследованиях А. А. Кроника, Е. И. Головахи рассматриваются некоторые аспекты психологического возраста личности (А. А. Кроник, 1993).
|
|
Особенности психологического возраста:
• обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;
• многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;
• «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.
Вопрос о психологической зрелости личности связан с изучением конкретно-исторической фазы развития общества и культуры, в которой происходит становление человека (поиск конкретно-исторических характеристик зрелости).
Собственно-психологические критерии зрелости личности:
• ответственность личности за свои поступки;
• умение разводить идеальные и реальные цели;
• осуществление личностью свободного личностного выбора.
Какие бы критерии зрелости личности ни брались, в них подчеркивается мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.