Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. 479 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. Гл. 1.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Социология. М., 2000. С. 177-324.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1973. 483 с.
Энгельс Ф. Карл Маркс//Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 3 т. М., 1979. Т. 3. С. 83-93.
Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке//Там же. С. 127—167.
Рекомендуемая
Вильчек Вс. Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории). М., 1993. 222 с. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение//Маркс К.
Социология. М., 2000. С. 157-176. Фромм Э. Из плена иллюзий: Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом//
Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 299-374. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса/уТам же. С. 375-414. Фридрих Энгельс — Йозефу Блоху//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394—396.
Дополнительная
Рассел Б, История западной философии. М., 1993. Т. П. Гл. XX. Кант. С. 217— 233. Гл. XXII. Гегель. С. 245-260. Гл. XXVII. Карл Маркс. С. 297-305.
Сартр Ж.-П. Проблемы метода: Пер. с фр. М.,1994. Гл. 1. Марксизм и экзистенциализм. С. 3—42.
|
|
ТошДж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000. Гл. 8. История и социальная теория. С. 185-218.
Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. М., 1994. Гл. III. Понятие исторического развития и универсальная история. С. 193-598.
Вопросы
1. Как и почему изменилось представление о задачах научного исторического знания на рубеже XVIII—XIX вв.?
2. Как меняется взгляд на социальную сущность человека на рубеже XVIII-XIX вв.?
3. Как вы понимаете credo историзма?
4. В чем Г.-В.-Ф. Гегель видит задачу исторического знания?
5. Чем, по мнению Гегеля, его подход к историческому познанию отличается от подходов «немецких профессоров»? Что такое «философская история»?
10-6867
6. Каковы взгляды Гегеля на человека как субъекта исторического процесса?
7. Как соотносятся социология и история в позитивизме?
8. Почему историческая теория Маркса—Энгельса называется «исторический материализм»?