Структура профессиограммы следователя

Профессиональные качества следователя, судьи, прокурора определяются их направленностью и пос­ледовательностью убеждений, которые оказывают содействие пониманию и осознанию социальной значимо­сти данной профессии, мировоззренческой убежденности, чувства долга, объективности и справедливости в целом комплексе профессиональных функций. Личность должна быть активной, стремящейся деятельно участвовать в жиз­ни социума.

Специфика деятельности по осуществлению право­судия призывает к действенности все способности лично­сти и ее психологические качества, которые подчиняются требованиям, сформированным сферой человеческой дея­тельности и их дальнейшему совершенствованию. Важное значение уделено осознанию личностью своих социальных функций, выполнение которых происходит в процессе осу­ществления правосудия. Социальной значимостью этого обусловлена нравственная модель личности и организация структуры профессиограммы.

Специфической чертой для многих юридических про­фессий считается организационная сфера деятельности, разделяющаяся по двум аспектам:

1) организация своей службы на протяжении рабочего дня, недели, система работы по уголовному делу в обстоя­тельствах ненормированного рабочего дня;

2) порядок совместной работы с должностными лицами и правоохранительными органами.

Основные виды деятельности юридических работников сконцентрированы на достижение целей, поставленных следствием и правосудием. Это познавательная, конструк­тивная, воспитательная деятельность.

Вспомогательные виды деятельности — коммуникатив­ная, организаторская и удостоверительная — должны обес­печивать приемлемое осуществление основных целей.

Психологические стороны профессиональной деятель­ности юриста определяются подзаконными актами, но необ­ходим и психологический отбор на должность следователя, прокурора, судьи и др. Профессиограмма систематизирует изображение профессиональной деятельности, в которую входит психограмма в комплексном требовании профес­сии к состояниям, свойствам и психическим процессам лич­ности.

Профессиограмма юристов охватывает следую­щие виды деятельности:

- социальную, которая включает политический аспект в работе следователя, прокурора, оперативного ра­ботника и других в борьбе с преступностью и про­водимыми профилактическими мероприятиями, в перевоспитании правонарушителей и др.;

- поисковую — как собирание информации преиму­щественно преобладает в деятельности оперативно­го работника, следователя и судьи;

- реконструктивную — как проходящий и завершаю­щий этап анализа информации по делу и на ее осно­вании выдвижение гипотез, планирование самой ра­боты;

- коммуникативную, которая заключается в получении важной информации в процессе общения; преобла­дает при допросах, в работе адвокатов и оператив­ных работников, воспитателей исправительно-трудо­вых учреждений;

- организационную, которая состоит в волевых дей­ствиях по осуществлению проверки версий и гипо­тез; делится на два вида: самоорганизованность и система организации людей в процессе коллективного решения профессиональных задач;

- удостоверительную, т.е. приведение информации в предусмотренную законом форму, такую как прото­кол, постановление, приговор и т.д.

Предмет исследования судебной психологии — структура профессиограммы следователя, вклю­чающая подробное изображение всех сфер его дея­тельности, а также присущих ему навыков, свойств и ка­честв.

Профессиограмма следователя имеет сложную иерар­хическую структуру, представляющую взаимосвязь или за­висимость личных качеств, умений и навыков в професси­ональной деятельности, ее цикл и реализацию личностных свойств.

Основание профессиограммы — поиск, воплощающий стремление следователя к раскрытию преступления.

На первом этапе происходит собирание информации, необходимой для выполнения задач, сущность которого состоит в выделении из окружающих зна­чимых для криминалиста сведений, таких как следы пре­ступника и др. Полученные данные способствуют восста­новлению событий преступления с высокой точностью. Здесь важны способности следователя как следопыта, кри­миналистические знания, а также профессиональный и жизненный опыт.

Второй этап — коммуникативное направление, в про­цессе которого следователь получает информацию путем общения с людьми. Он обязан создать свое соответствую­щее психическое состояние, управляя при этом своей во­лей и эмоциями, а также соответственно и эмоциями допрашиваемых лиц (в рамках закона).

Результаты, полученные на этих этапах деятельности, заносятся в формы, предусмотренные законом: протоколы, постановления и т.п., что возможно при хорошем владении быстрым письмом и переводом в него устной речи.

На следующем этапе следователь — это организатор расследования, который принимает решения, добиваясь в ходе следствия их реализации, организуя при этом деятель­ность других людей.

Далее следует уровень, где деятельность следователя реконструктивная, т.е. переработка полученных данных, обдумывания и принятия решения. Здесь важен интеллект следователя и его познания в области уголовного права и процесса, криминалистики и др. Эти и другие знания помо­гают следователю перерабатывать информацию, выдвигать версии и принимать общий план расследования.

Завершающий этап — социальная сторона, где следо­ватель выступает в виде организатора борьбы с преступ­ностью, выясняя причины и принимая меры по устранению данного явления.

Восприятие следователя осмысленно и целенап­равленно, что свидетельствует о его профессио­нальном опыте и специфике мышления. Наблюдение про­исходит с преднамеренным восприятием явлений и предметов. Существует установка в системе наблюдения, выделяющая события преступления и дающая возмож­ность существования версий.

Криминалистическая наблюдательность — плано­мерное и продуманное восприятие событий при осмотре места происшествия.

Наблюдение должно происходить при следующих усло­виях:

- перед началом осмотра нужно иметь общее пред­ставление картины случившегося, так как это необ­ходимо для составления плана осмотра;

- необходимо преобладание целостного (симультан­ного) восприятия предметов и явлений, так как последовательность восприятия мешает творческой работе следователя и вычленения криминалистиче­ски значимых (важных) предметов;

- следователь должен обладать рядом индивидуаль­но-личностных качеств, способствующих выделе­нию этих объектов по следам и предметам;

- далее выделяются так называемые опорные точки (сигналы), которые участвуют в построении очер­таний предполагаемого преступления. Это следы насилия, следы потерпевшего, орудия преступления и т.д.;

- параллельно составляется гипотеза, и ищутся другие опорные точки, касающиеся взаимоотношений пре­ступника и потерпевшего, выделяются мотивы и т.д.

Наблюдательность следователя определяется:

- установкой на получение информации;

- особенной концентрацией внимания на объектах и явлениях, способных предоставить информацию;

- продолжительностью устойчивости внимания.

Средствами фиксирования показаний может служить диктофон, компьютер и др., поэтому для следователя важ­но обладать навыками их использования.

Следователя характеризует и уровень самоконтроля и самопроверки, который состоит в сопоставлении версии с обстоятельствами дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: