Монополия на изготовление национальной валюты. Гос. собственность, бюджет. 2 страница

- группу российского права (Россия и ее субъекты);

- группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

15. Понятия и признаки правоотношения

Правоотношения - разнообразные общественные отношения (связи между людьми, в которые они вступают ради удовлетворения своих потребностей), урегулированные юридическими нормами. Правоотношения - это, прежде всего, общественные отношения - социальные связи, в которые люди вступают ради удовлетворения своих разнообразных потребностей. Однако в отличие от других социальных связей правоотношения обладают рядом специфических признаков:

Во-первых, правоотношения возникают вследствие предусмотренных нормами права юридических фактов. Только они являются основанием возникновения правоотношения.

Во-вторых, содержание правоотношения в общей форме закреплено в норме права. Ее диспозиция содержит указание на права и обязанности, которыми могут обладать субъекты права. Эти права и обязанности, но уже в конкретизированной, предметной форме составляют содержание правоотношения.

Наконец, правоотношение - это юридически защищенное отношение. В случае неисполнения юридических обязанностей субъектами правоотношений, к ним могут быть применены меры принуждения, предусмотренные санкциями юридических норм. В механизме действия юридических норм на стадии правоотношения происходит их индивидуализация. При наличии юридических фактов общее правило поведения, закрепленное в норме и относящееся ко всем субъектам в типичной ситуации, определяет поведение персонифицированных субъектов права в конкретной единичной жизненной ситуации. В зависимости, от того, какой отраслью права регулируются социальные связи, правоотношения делятся на конституционные, гражданские, административные, уголовные и другие. В зависимости от количества субъектов различают простые правоотношения (где каждая сторона представлена одним субъектом) и сложные (где каждая сторона представлена несколькими субъектами). В зависимости от определенности сторон различают относительные правоотношения (где точно определены обе стороны) и абсолютные (где точно определены одна сторона правоотношения, а второй являются все взаимодействующие с ней субъекты). Общественное отношение, вследствие воздействия на сознание и волю людей юридической нормы, дополняется новым юридическим содержанием, благодаря которому приобретает форму правоотношения и становится упорядоченной общественной связью.

Признаки правовых отношений представляют собой разновидность общественных отношений. Следовательно, для правоотношений характерны все признаки общественных отношений в целом. Это прежде всего отношения между людьми или иными социальными субъектами (группами, коллективами, организациями).

Правоотношения возникают (как правило) на основе норм права. Носят волевой характер. Это проявляется двояко: во-первых, даже при наличии правовой нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них; во-вторых, через нормы права в правоотношении отражается воля государства, общества в целом. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через волю и сознание людей.

Носят персонифицированный, индивидуализированный характер. Правоотношение представляет собой индивидуализированную связь между лицами, стороны правоотношения всегда определены поименно (хотя бы одна сторона). Правоотношения не могут существовать "вообще", абстрактно, они возникают только между конкретными лицами, воплощающими в своей деятельности предписания правовых норм.

Характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей. Это важнейший признак правовых отношений, тесно связанный с их персонифицированным характером. Всякое отношение, участники которого связаны взаимными правами и обязанностями, и будет являться правоотношениям. Участники правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

Правоотношения охраняются государством, обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения. Все иные общественные отношения такой защиты не имеют.

16. Состав правоотношения

Правоотношение является сложным образованием. Оно имеет определенное внутреннее строение.

В правоотношение входят следующие основные элементы:

а) содержание правоотношения, причем различаются материальное содержание, т.е. поведение субъектов, и юридическое содержание, т.е. субъективные юридические права и обязанности;

б) субъекты права, т.е. участники правоотношения;

в) объекты правоотношения.

Все перечисленные элементы охватываются понятием "состав правоотношения".

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что плодотворное исследование вопросов правоотношений возможно лишь постольку, поскольку с необходимой четкостью определены исходные общетеоретические положения, выражающие широкий, философский (общесоциологический) подход к правоотношениям, все ценное, накопленное в этой области социалистической юридической наукой. Наиболее существенное значение, надо полагать, принадлежит следующим положениям:

а) правоотношения входят в качестве неотъемлемой части в МПР, в целостную правовую систему, и, следовательно, проблемы правоотношений нужно решать на базе ив связи с общетеоретическими выводами и положениями философского уровня, относящимися к МПР, правовой системе, функциям права, способам правового регулирования, соотношению нормативного и индивидуального регулирования;

б) правоотношения выражают внутренний закон правовой материи, и, следовательно, необходимо держать в поле зрения все многообразие правовых связей между субъективными правами и обязанностями и ясно представлять, что именно в связи между правами и обязанностями раскрывается их социальная природа и юридическое существо;

в) свойства правоотношений разных типов и видов нередко значительно различаются между собой, и, следовательно, при конструировании общих понятий в теории правоотношений нужны строгие представления о том, какие свойства являются общими для всех правовых связей, а какие присущи лишь тому или иному типу или виду правоотношений (общим и конкретным, регулятивным и охранительным и т.д.)

г) в правоотношениях юридическая форма и материальное содержание находятся в нераздельном единстве, и, следовательно, проблемы правоотношений необходимо решать с учетом этого фундаментального факта, а также с учетом того, идет ли речь о правоотношении в целом, во всем богатстве его характеристик, или же только о юридической форме;

д) правоотношение – это динамическое, находящееся в движении правовое явление, и, следовательно, вопросы правоотношений нужно рассматривать с учетом становления и развития субъективных юридических прав и обязанностей, их материализации в поведении людей.

17. Понятие и виды источников права

Термин «источник права» может иметь несколько значений: это и способы выражения юридических норм, это нормотворческая деятельность гос-ва, в то же время это и наши знания о праве, средства познания права. Источники (формы) права — это способ внешнего выражения и закрепления воли. Вне существующих форм право не может реализовываться. Реализация воли гос-ва возможна только в случае ее выражения в определенных источниках. Посредством этих форм гос-во закрепляет правила поведения людей, устанавливает их права и обязанности, обеспечивает защиту прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением норм права. Норма права — это способ существования права. В источниках права находят свое выражение юридические нормы. Нормы права, закрепленные в юридических документах, приобретают формальную определенность. Источниками права являются изданные в определенном порядке документы, имеющие государственно-властный характер. Реализация этих документов обеспечивается государственным принуждением. Источники права: 1.законы и иные нормативно-правовые акты 2.принципы и нормы международного права 3.юридический прецедент 4.религиозные источники 5.правовой обычай 6.нормативно-правовые договора 7.доктрина.

18. Понятие и признаки нормы права

Нормы представляют собой правила поведения людей, их групп в общественной жизни. Они создаются в процессе совместной деятельности, совместном существовании, их цель - урегулировать отношения, действия и поступки. Эти правила имеют разную природу происхождения и регламентируют отношения в самых различных сферах практической жизнедеятельности. Наиболее значимые для общественной жизни нормы - это нормы морали и нравственности, права, традиции, корпоративные, технические и технико-юридические, а также религии, обычаи*(91). В совокупности все нормы называют социальными, за исключением технических, которые регулируют отношения человека и природы. Все социальные правила имеют общий характер и адресованы определенному кругу людей. Наибольшее количество людей охватывают, безусловно, нормы морали, нравственности, обычаи и др., ибо являются естественной (неотрывной) основой существования человека. По объему и значимости от указанных правил не отстают религиозные, правовые и другие предписания.

Норма права - это первичная, "элементарная" часть права. Юридическая норма - это, как образно говорят, "кирпичики", в то время как систему права справедливо сравнивают со зданием, строением.

Правовые нормы, как отмечалось, являются разновидностью социальных правил, следовательно, их признаки распространяются и на нормы права. Однако нормам права присущи и специфические черты, отличающие их от иных социальных норм.

Признаки нормы права:

- норма права, как и любая социальная норма - правило поведения людей;

- это правило общего характера, т.е. оно относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам или определенному их кругу;

- это результат сознательно-волевой деятельности людей, в отличие от норм, складывающихся объективно;

- юридические нормы являются общими и в то же время обязательными для исполнения;

- нормы права - формально определенные правила поведения, это качество норм придает праву свойство предельно точно в письменном форме фиксировать, закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, их поступкам и действиям; определять какие факты, обстоятельства подпадают под действие нормы права, а также устанавливать последствия несоблюдения законных требований;

- нормы права - это регуляторы общественных отношений, предоставляющие их субъектам юридические права и возлагающие на них юридические обязанности; другими словами, нормы права содержат в себе права и обязанности, за счет чего и достигается правовое регулирование;

- нормы права обеспечиваются принудительной силой государства (государственными органами).

Правовую норму можно определить как установленное компетентным органом и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, непосредственно или в сочетании с другими, наделяющее участников общественных отношений субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями.

Юридические нормы следует отличать от:

а) индивидуальных предписаний (актов правоприменения).

Индивидуальные акты - это решения, выносимые на основе юридической нормы, являющиеся обязательными для конкретных лиц, о которых идет речь в решении. Правоприменительные (индивидуальные) акты, как правило, характеризуются однократным действием, в отличие от нормативно-правого, рассчитанного на неопределенное время и многократность реализации;

б) советов, призывов, рекомендаций, обращений и т.д. Призывы, рекомендации, обращения и др. могут исходить от государственных, муниципальных органов, должностных лиц, общественных деятелей, но при этом они не имеют общеобязательного характера и не гарантируются принудительной силой государства.

19. Виды норм права

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением, - основа, "костяк" системы права. Таких правил большинство - это нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском). Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи). Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права. Это реакция государства на нарушение субъективных прав и обязанностей, с помощью мер принуждения, юридической ответственности, мер защиты субъективных прав и законных интересов;

специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Их задача - обеспечить бесперебойное действие системы права.

Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ.

Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений.

По степени обязательности нормы подразделяются на:

императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ);

диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором).

По объему регулирования нормы подразделяются на:

общие - регулируют определенный род общественных отношений;

специальные - содержат более детализированные предписания;

исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм.

По степени определенности нормы подразделяются на:

абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям);

относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.).

Отраслевые нормы делятся на:

материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений;

процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

20. Закон и подзаконные акты

Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками.

1. Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах права.

3. Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (правоприменительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституция РФ - Основной закон;

Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ;

Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах;

законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.

Акты Президента РФ. Это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).

Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными), или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).

Акты субъектов Федерации. Это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации. Законы, принимаемые субъектами Федерации по вопросам их исключительного ведения, приоритетны перед федеральными актами.

Акты органов местного самоуправления - это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т.п.) по вопросам местного значения. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции не могут быть отменены государственными органами или органами субъектов Федерации (обжалование только в судебном порядке).

Локальные акты. Нормативные правовые акты предприятий, организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т.п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение, в других - такое прямое указание в нормативном правовом акте отсутствует.

21. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного правового акта во времени определяется вступлением его в силу и моментом утраты юридической силы. Существуют следующие правила вступления в силу нормативных правовых актов.

В нормативном правовом акте может быть указано, что он начинает действовать с определенного срока (например, Жилищный кодекс РФ вступил в силу с 1 марта 2005 г.).

Законодатель может связывать принятие норм с вступлением в действие каких-либо других норм (например, гл. 17 Гражданского кодекса РФ вступила в силу одновременно с Земельным кодексом РФ).

Если в нормативном правовом акте не определен момент начала действия акта, его вступление в силу определяется в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 мая 1994 г. "О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания": "Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

Вступление в силу актов Президента РФ, актов Правительства РФ регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Данные акты вступают в силу по истечении 7 дней с момента их официального опубликования (исключение составляют акты, содержащие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступающие в силу со дня их подписания). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней с момента их опубликования.

Существует так называемый особый порядок вступления в силу нормативных правовых актов. Например, налоговое законодательство вступает в силу через 1 месяц после официального опубликования, а таможенное законодательство - по истечении 30 дней с момента опубликования.

Если же акты устанавливают льготы, например налоговые, они, как правило, вступают в силу раньше указанного срока.

Порядок вступления в силу актов субъектов Федерации определяется самими субъектами. Общий порядок - по истечении 10 дней, в некоторых субъектах - по истечении 7 дней.

Нормативные правовые акты прекращают свое действие на следующих основаниях:

- прямой отмены;

- по истечении срока действия, на который акт был принят;

- фактической отмены, т.е. принятия по тому же вопросу другого нормативного правового акта.

Обратная сила закона - признак несовершенства действий государственной власти, ибо принятие законов является прерогативой государственных органов. Следовательно, "несвоевременное" принятие закона является упущением органов, на то уполномоченных, а не несовершенством права, как считает ряд авторов.

Принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, означает, что закон не распространяется на факты, существовавшие до момента вступления его в юридическую силу.

Закон может иметь обратную силу, если он отменяет или смягчает юридическую ответственность (прежде всего, это уголовное или административное право) либо если в самом законе сказано об этом.

Исключением являются нормы, улучшающие налоговое положение субъекта.

Обратная сила подразделяется на простую и ревизионную.

Простая - в случаях, когда смягчается, устраняется ответственность.

Ревизионная - государство специально принимает законы, чтобы "ревизировать" уже существующие правовые отношения.

"Переживание" закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

22. Тема 1. Понятие и принципы законотворчества

Признаки законотворчества: 1) социальное явление; 2) вид творчества; 3) функция государства; 4) система правоотношений; 5) вид юридического процесса, 6) результат законотворчества – создание закона.

Принципы законотворчества: 1) принцип законности; 2) принцип демократизма; 3) принцип гуманизма; 4) принцип профессионализма (компетентности) субъектов законотворчества; 5) принцип научности; 6) принцип использования правового опыта; 7) принцип связи с практикой; 8) принцип гласности; 9) принцип коллегиальности; 10) принцип творческого характера; 11) принцип системности; 12) принцип плановости; 13) принцип тщательности, скрупулезности подготовки законопроектов; 14) принцип технического совершенства принимаемых законов; 15) принцип эффективности (разумности, целесообразности, своевременности).

Виды законотворчества: а) классификация по субъектам; б) классификация по характеру полномочий; в) классификация по объекту (результатам) законотворчества.

23. Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона[1].

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.

24.Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

Непосредственная реализация, т. е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в трех формах.

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной коллегии судей".

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом".

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: