Монополия на изготовление национальной валюты. Гос. собственность, бюджет. 4 страница

Гражданские и политические права. Гражданские: право на жизнь, устанавливается государственную охрану достоинства личности, право на свободу и личную, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободу передвижения; выбор места пребывания и места жительства; свобода мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести, свобода вероисповедания; Политические: Право участия в управлении гос-вом,Активное и пассивное избирательное право; Свобода собраний, митингов, демонстраций, пикетов (но без оружия, мирно);Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, свобода печати, объединений, собраний, слова, право на участие в референдуме, право частной собственности на землю, право участвовать в отправлении правосудия, беспрепятственно возвращаться в Россию.

Личные права и свободы человека и гражданина в РФ. Право на жизнь, на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу личную, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободу передвижения; выбор места пребывания и места жительства; свобода мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести.

Социально-экономические и культурные права. Право на свободное использование своей собственности для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности; право на частную собственность, свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности, право иметь землю в частной собственности, право на труд, на трудовые индивидуальные и коллективные споры и забастовку, на отдых, на соц.обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и мед.помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свобода творчества.

34. Гарантии прав и свобод человека и гражданина РФ.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств.

Можно выделить четыре группы данных гарантий.

1.Материальные. Для осуществления большинства прав и свобод, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки: в государстве должен быть средний минимум, стандарт экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина.

2. Организационные гарантии выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц - государственных и местного самоуправления, - целью которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу выполняют все традиционно существующие органы: представительные, исполнительные, судебные.

Наряду с традиционными институтами в Российской Федерации появляются новые. Например, в области уголовного судопроизводства вводится суд присяжных, призванный обеспечить в большей степени объективность при рассмотрении определенных категорий дел и гарантировать право человека на жизнь и свободу (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47 Конституции). Уже несколько лет в России функционирует Конституционный Суд РФ, одной из сфер деятельности которого является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции). В субъектах РФ появляются свои конституционные (уставные) суды. Конституция РФ (п. "д" ч. 1 ст. 103) предусмотрела пост Уполномоченного по правам человека, назначаемого на должность Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях, мероприятиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуются права, свободы, обязанности граждан и предпринимаются шаги по их защите.

3. Духовные, или идеологические, гарантии связаны с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Это следует разъяснять гражданам.

4. Юридические гарантии можно разделить на две группы. Во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления соответствующих прав, свобод, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан, их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину.

35. Основные конституционные обязанности гражданина РФ.

Обязанность соблюдать конституцию РФ и другие законы, обязанность соблюдать право и интересы других лиц, обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность нести военную службу или в установленных случаях альтернативную гражданскую службу, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность родителей воспитывать своих детей и заботиться о них, обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях, обязанность родителей обеспечить общее образование детям, обязанность бережно относиться к природным богатствам, платить установленные налоги и сборы, обязанность защищать свое Отечество.

36.Гражданство в РФ. Основания приобретения/прекращения гражданства РФ. Гражданство – правовая связь человека с РФ, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Приобретение гражданства РФ: 1.по рождению – ребенок приобретает гражданство РФ, если на день его рождения: а) оба родителя являются гражданами РФ, независимо от того, на территории какой страны он родился; б) один из родителей является гражданином РФ, а второй является лицом без гражданства или безвестно отсутствующим; в) один из родителей гражданин РФ, а другой является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ; г) оба родителя, проживающие в РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства при условии рождения ребенка на территории РФ и отказа другого государства, гражданами которого являются его родители, предоставить ему гражданство; д) ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны – он приобретает гражданство через полгода, если его родители не объявятся. 2.В результате приема гражданства – иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 18 лет, имеют право обратиться в соответствующие органы с заявлением о приеме гражданства (общий порядок приема) если они: а) проживают в России в течение 5 лет непрерывно (не выезжая за пределы РФ более, чем на 3 месяца в год) б) имеют законный источник существования; в) владеют русским языком. Прекращение гражданства – выход из гражданства происходит на основании свободного волеизъявления лица. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого является гражданином РФ, а другой – иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке.

37. Понятие и признаки органов государственной власти. Система органов государственной власти в РФ.

Орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки.

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

38. Административное право в правовой системе РФ. Понятие, предмет и метод административно-правового регулирования.

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Методы административного права:

1.Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2.Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3.Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

39. Административно-правовые отношения. Источники административного права.

Админ.-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти и гос.управления. Одной из сторон выступает орган или должностное лицо, осуществляющие отведенные им полномочия, субъекты не равны между собой, разрешение споров проводится в административном порядке. Классификация: 1.внешние (между органом и управляемым объектом), внутренние (в рамках деятельности органов) 2. регулятивные, охранительные 3.субординационные(властные), координационные (управленческие) 4.вериткальные, горизонтальные. Субъекты: индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), органы испонит.власти, гос. Служащие, общественные объединения, предприятия, органы местного самоуправления.

Источники: КРФ, кодифицированное законодательство, ФЗ; указы президента, которые утверждают структуру федеральных органов гос.власти; постановления Правительства, нормативные акты органов гос.управления, межгосударственные соглашения по вопросам упр-ия в определенных сферах деятельности.

40. Понятие, виды и состав административных правонарушений.

Правонарушение – это противопровное виновное общественно-опасное действие или бездейсивие физ или юр лиц за которое законодат предусмотрено Адм. Отв. Элементы состава правонарушения: 1.объект (общест отношения урегулир. Нормами АП), 2.объективная сторона выраж в деянии кот м.б. либо в действии либо в бездействие. 3. субъект: физ лицо(16 лет вменяемые дееспособные) - В АО м.б. выделен спец субъект – должн. лица, несовершеннолетние, военнослуж - и юр лицо- привлек не по всем основаниям не все виды наказания к ним применимы. 4. субъективная сторона – выраж в наличии вины Административное правонарушение – противоправное действие или бездействие юр.лица, за которое установлена ответственность кодексом об админ.правонарушениях РФ. Признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, аморальность. Виды вины:умышленное(прямой и косвенный) и неосторожное(небржность и самонадеянность). Ответственность без вины: 1.за детей до 14 лет, 2.ответ. владельца средств повыш. Опасности. 3. обстоятельства правоотношений Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в различных кодексах. Влечет за собой административную ответственность. Не несут ответственности физические лица в состоянии невменяемости, психических расстройств, слабоумия. Объект – общественные отношения, урегулированные нормами админ.права.

41. Административная ответственность. Виды административных наказаний.
Основным актом, предусматривающим административные правонарушения и административную ответственность, является КоАП(Кодекс РФ об административных правонарушениях).Наряду с ними административные правонарушения и ответственность устанавливаются другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что и зафиксировано ст. 3.1 КоАП.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
КоАП дифференцирует административную ответственность за правонарушения, совершенные физическими лицами вне связи с исполнением ими служебных обязанностей (гражданами, не-должностными лицами) и должностными лицами. В соответствии со ст. 2.4 КоАП под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.
К административной ответственности может быть привлечен не только гражданин (физическое лицо), но и организация (юридическое лицо). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП). При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП).
Виды административных наказаний
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: -предупреждение; -административный штраф; -возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; -конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Любое из названных наказаний может быть применено как к физическому, так и к юридическому лицу. Другие виды наказаний могут применяться только к физическим лицам: -лишение специального права, предоставленного физическому лицу; -административный арест; -административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; -дисквалификация.
В соответствии со ст. 3.3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве о сновных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

42. Информационное право в правовой системе РФ.
Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о липах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2)
Законодатель широко применяет понятие «информация» к нормативных правовых актах в разных ее видах. Массовая информация — «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), информация о гражданах (персональные данные) — «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), «произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения» (ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах») (выделено нами, — В.К.), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы) (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»), конфиденциальная информация -- «документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ» (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), государственная тайна — «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»), реклама — «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

43.Понятие и принципы информационного права.
Информационное право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Исходя из предписаний основных конституционных информационных норм, формируются следующие принципы.
1. Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально не допустимых в демократическом обществе.
4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности. Закономерность заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.
6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.
На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.
8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информацию), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).
9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемое информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемое. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
10. Принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем. Закономерность заключается в том, что, во-первых, объективно существуют сложные информационные объекты — информационные вещи, а во-вторых, при обороте информационных вещей объективно существуют особые категории их собственников (собственники информационных объектов — создатели информации, собственники информационных объектов — обладатели информации и собственники информационных объектов — потребители информации), которые реализуют традиционные правомочия собственников по поводу таких вещей (объектов) при обязательном соблюдении информационных правомочий по поводу содержания информации. Этот принцип устанавливает требования к юридическому механизму, который должен обеспечивать осуществление права информационной собственности.
11. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров — разный.
12. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.
13. Принцип экземплярности информации основан на одноименном свойстве информации. Закономерность заключается в том, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых

принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственной или иной тайны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: