Конфликты в сфере управления. 1.Специфика конфликта в организации

Теоретическая часть:

1.Специфика конфликта в организации.

2.Организационные конфликты.

3.Производственные конфликты.

4.Трудовые конфликты в организации.

5.Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный».

6.Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали».

7.Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным.

Практическая часть:

1.Выполнить тест для определения стиля работы руководителя.

2.Выполнить тест «Стресс»

3.Игра по былине «Илья Муромец»

Цель: Для преодоления инертности коллектива.

Ситуация: Коллектив инертный, инициативы не проявляет, все нововведения руководителя тихо саботируются. Задача руководителя – побудить сотрудников проявлять инициативу, внести в коллектив ценность активности, инициативности.

Метафора. Здесь важен момент, что Илья Муромец сиднем сидел на печи тридцать лет и три года. Затем в окно его дома постучали калики перехожие и сказали «Уж ты гой еси, добрый молодец! Уж ты встань и ходи, добрый молодец! Негоже тебе сиднем сидеть, лежмя лежать! Пора тебе, добрый молодец, Родину Матушку идти защищать!» После этих слов, согласно былине, Илья Муромец встал, распрямил свои могучие плечи и пошел. И было в нем столько силушки молодецкой, что он вырвал с корнем березку молодую и сделал себе из нее дубинушку. Дальше мы знаем по другим былинам, что Илья Муромец был одним из наиболее сильных, активных и успешных богатырей, защищавших Родину-Матушку от всякой нечисти поганой.

Первая команда – «Калики Перехожие» (аналогия с руководителем). Инструкция: «Что должны сказать Илье Муромцу Калики Перехожие, чтобы Илья Муромец встал и пошел? По сказке, мы знаем один вариант их слов. Ваша задача – придумать как можно больше других, альтернативных возможностей».

Вторая команда – «Илья Муромец» (аналогия с коллективом). Инструкция: «Что должны предпринять Калики Перехожие, чтобы Илья Муромец нашел в себе желание и силы встать и ходить, защищать Родину от ворогов?» Команда начинает презентацию первой.

Во время проведения игры на этапе перевода сказочных алгоритмов в деловые приемы менеджмента тренер может воспользоваться следующими нашими подсказками. Игра: Калики Перехожие закричат: «По-жа-ар!!!» Бизнес-реальность: «То есть Илью Муромца может поднять с печи угроза для его жизни! Значит, и коллектив зашевелится и станет более активным, если возникнет угроза его существования в данной фирме!»

Игра: «Калики Перехожие приведут ему прекрасную девицу». Бизнес-реальность: «То есть коллектив проявит активность, если увидит прекрасные перспективы своего будущего».

4.Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель: побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы: от 5 до 15 человек.

Условия: классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.

2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Завершение: участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

4. Деловая игра "Потерпевшие кораблекрушение"

Цель деловой игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

Порядок проведения.

1.Ознакомление всех участников с условиями игры

(Приложение 1).

2.Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету). На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного студента из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для труппы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.

Для этого:

а) выслушайте мнения экспертов о ходе дискуссии и о

том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;

б) зачитайте "правильный" список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение 2). Предложите сравнить "правильный" ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый студент, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
Если сумма больше 30, то участник или подгруппа "утонули";

в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

Комментарий к проведению игры.

– Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

– Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

– Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

– Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: