Техники, способствующие пониманию партнера

1. Вербализация, ступень А (проговаривание, повторение) — мы до­словно повторяем высказывание партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял Вас...», «По Вашему мнению...», «Ты питаешь...» и т. п.

2. Вербализация, ступень Б (перефразирование) — мы воспроизводим высказывания партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...»; «Другими словами, ты считаешь, что...» и др.

3. Вербализация, ступень В (интерпретация и развитие идеи) — пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера, выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что Вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...»

  Хорошие слушатели Плохие слушатели
Сосредоточение Внимательны к важной информации Подготавливаются физически и психологически Слушают объективно, вне зависимости от эмоциональной значимости Слушают по-разному, в зависимости от значимости ситуации Сидят, развалившись, смотрят в окно и позволяют себе мысленно отвлекаться Заметно реагируют на эмоциональную речь
Понимание Приписывают сказанному правильное значение; обращают внимание, каковы цель, ключевые пункты и подтверждающая информация; задают продуманные вопросы, предвосхищая информацию, применяют парафраз, чтобы проверить свое понимание информации; ищут скрытое значение в невербальных сигналах. Не уделяют внимания способу организации информации; не способны предвосхищать информацию; редко осмысливают полученную информацию или не делают этого никогда; игнорируют невербальные сигналы.
Запоминание Сохраняют информацию Повторяют ключевую информацию Мысленно создают мнемонические приемы запоминания для списка слов или идей. Делают заметки. Считают, что запомнят и так; редко выделяют какую-либо информацию, как особенно важную, полагаются только на памят.
Оценка Слушают критически; разделяют факты и умозаключения; анализируют умозаключения. Слушают и понимают, но не способны взвесить и оценить услышанное; не видят разницы между фактами и умозаключениями, принимают информацию как она есть.
Эмпатическая реакция Говорят слова утешения и поддержки, дают альтернативную интерпретацию. Глухи к радости или горю. Меняют тему разговора при необходимости.

Техники для развития способности к слушанию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: